Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуаци
Ни один конфликт не возникает вдруг, нечаянно,
сразу. У конфликта, как и у болезни, много схожего: а) он никогда «не ходит»
один (конфликтная проблема является многогранной, поэтому у каждого участника
конфликтного взаимодействия есть свое видение происходящего и своя «правда»).
Психолог, исследующий педагогический конфликт, имеет дело с разными образами,
«картинками» одного и того же события; б) конфликт имеет скрытый, латентный
период и открытую стадию конфликтного противодействия. Следовательно, особое
значение имеет психологически грамотное поведение учителя в условиях
предконфликтной ситуации.
Приемы
решения предконфликтных ситуаций - это прежде всего приемы мышления. Они не
являются законченными, а изменяются и совершенствуются в деятельности. В
процессе актуализации опыта субъекта происходит дальнейшее развитие его умений,
что приводит к нахождению оптимального способа решения предконфликтных ситуаций.
Если
у педагога появилось желание формировать у себя оптимальный способ разрешения
предконфликтных ситуаций, то ему необходимо учитывать, что само
совершенствование интеллектуальных умений может быть осуществлено при
соблюдении следующих условий:
1.
Осознание необходимости оптимизации мыслительной деятельности (ответы на
вопросы: чего я хочу, ожидаю? Зачем я хочу совершенствовать свои приемы?).
2.
Развитие потребности и мотивов в рационализации мыслительных операций и
действий (Почему я хочу формировать приемы? Какова причина, которая побуждает
меня не останавливаться на достигнутом уровне развития приемов решения
ситуаций?).
3.
Усвоение знаний общих закономерностей и правил мыслительной деятельности (Как,
каким образом я могу совершенствовать свои приемы решения?..).
Совокупность
приемов решения ситуаций образует мыслительный процесс, имеющий определенные
этапы: ориентировку в ситуации и поиск педагогического решения, нахождение и
принятие решения, реализацию решения и контроль за его исполнением, оценку
полученного результата и фиксацию способов его достижения. Психологическое
исследование особенностей решения более 7 тысяч предконфликтных ситуаций,
возникавших в системе «педагог - учащийся», позволило найти ответ на вопрос,
волнующий педагогов: как надо решать предконфликтные ситуации?
Результаты
исследования позволяют отметить, что педагоги нередко не имеют простых и
надежных приемов анализа своего взаимодействия с учащимися. Очень часто в их
решениях проявляется ограниченность восприятия, осмысления и понимания
ситуации. Следствием является затруднение в получении адекватной и оперативной
информации, необходимой для организации и коррекции педагогического
взаимодействия и превращения его в содержательное сотрудничество.
Знакомство
с психологическими закономерностями и механизмами, которые имеют место в
процессе распознавания и осмысления предконфликтной ситуации, позволяет
педагогу более целенаправленно сформулировать адекватную стратегию
профессионального поведения, состоящую из последовательной реализации
соответствующих приемов: диагностических, исполнительных, оценочных.
Диагностическиедействия педагога ориентированы на
разрешение главной, основной проблемы, образующей «жало» предконфликтной
ситуации. Для этого ему необходимо получение достоверной информации о
происходящем. Познание предконфликтной ситуации организуется педагогом
посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:
1.
«Зондирование» - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью
уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур
стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего
затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - учитель фокусирует
говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности. Такое выяснение
помогает сделать сообщение понятным и способствует более точному его восприятию
слушающим. Прежде чем сделать что-то, важно выяснить для себя, что именно я
хочу сообщить или узнать и какой цели послужит данная информация («Поправьте
меня, если я не прав»). Если оппонент не поправил, значит, он воспринял наше
описание и видение ситуации.
2.
«Пошатывание», «раскачивание» - педагог делает пробные шаги по определению
степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: «Покажите,
объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность
позиции учащегося является пересказ педагогом услышанного. Педагог выделяет и
сохраняет то, что казалось главным для него как слушающего. Если же он неверно
определил то, что является главным для говорящего, возникает возможность что-то
скорректировать. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но может в
пересказе учитывать и невысказанные мысли и намерения говорящего. А самое
главное, говорящий, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в
правомерности занятой им позиции.
3.
«Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: «отражение чувств
говорящего + отображение своих чувств». Отражение чувств - это описание
эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое
состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего
отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши
чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению
конструктивных усилий по решению проблемы.
4.
Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение
новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим
использованием их при решении новой ситуации. Для того чтобы знания о ситуации
были достоверными, целесообразно стимулировать учащегося к высказыванию: «Да?
Это как так?..» Важно задавать вопросы говорящему так, чтобы у него возникло
желание отвечать, т.е. вступить в контакт и в открытой, конструктивной форме
выразить свою позицию. Оптимальным средством стимулирования служит
проблематизация высказываний учащегося: «В чем же расходятся наши взгляды на
данную ситуацию?..». Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так
и собеседника, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость
последующего разговора.
5.
«Взвешивание» возможных способов воздействия на учащихся и определение среди
них наиболее эффективного. Одним из универсальных способов педагогического,
т.е. развивающего воздействия является одобрение, а в некоторых случаях
авансированная похвала: «Я уверен, что у тебя это получится хорошо». Одобрение
- это дальнейшее развитие мыслей собеседника в позитивном направлении, но
только в тех рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в
игнорирование. Одобрение должно быть уместным и своевременным.
6.
«Компенсация» - замещение недостаточного распознавания личности учащегося
посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог
старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь
дело именно с ней, а не с личностью, ибо нет плохих людей, а есть неадекватные
поступки. Важно избегать оценочных отношений к учащемуся.
7.
Ориентация на обсуждение и доведение до понимания учащегося аргументов,
подтверждающих обоснованность занятой педагогом позиции. Существенное значение
имеет распознавание и осознание педагогом степени успешности своей попытки.
8.
Внутренняя диалогичность (мысленный спор с оппонентом). Диалогическая позиция
как направленность на взаимопонимание означает, во-первых, паритетность,
принятие учащегося как равноправной личности; во-вторых, принятие собеседника
без ранжирования, т.е. отнесения к «плохому - хорошему»; в-третьих, ориентация
на общение, на диалог как способ противовеса педагогическому менторству,
поучению.
9.
«Интерпретация» - распознавание поведения учащегося в конкретной ситуации;
педагог может спросить его: «Если я правильно понял, то ты хотел сказать,
что...», т.е. с помощью данного приема происходит соотнесение, «связывание»
поведения учащегося с его намерениями, целями, эмоциональным состоянием.
10.
Выявление слабых аргументов (алогизмов) оппонента: отсутствие
последовательности в изложении им своей позиции, поверхностный анализ фактов
своего поведения, необоснованные заключения, противоречивость в высказанных
утверждениях.
11.
Переформулирование высказывания оппонента в целях достижения более четкого
понимания его смысловой позиции, соединения фрагментов разговора в смысловое
целое. Основная цель перефразирования - собственная формулировка сообщения
говорящего как средство проверки его точности: «Как мне показалось, вы сказали,
что...». Важно выбрать главное и выразить это своими словами.
12.
Отсроченное реагирование - педагог не торопится реагировать, так как в
некоторых случаях имеет определенный смысл подождать повторения поступка, если
он не является проступком.
13.
Резюмирование, как средство подытоживания основных чувств и идей, которые
проявлялись и обсуждались в данной ситуации, помогает понять учащемуся,
насколько точно ему удалось выразить свои мысли и переживания: «Если теперь
подытожить сказанное вами, то...». Педагог своими словами подводит итог
основным мыслям, высказанным собеседником.
Приведенный перечень действий, входящих в указанную
систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке.
Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность
анализа предконфликтной ситуации, от степени успешности анализа в существенной
мере зависит эффективность профессионального поведения педагога в условиях
предконфликтной ситуации.
Исполнительная часть процесса решения
предконфликтной ситуации характеризуется разнообразием педагогических приемов.
Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте,
достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе
применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной.
Прикосновение педагога к учащемуся, например поглаживание по плечу, уже есть и
процесс и результат. Один и тот же прием может быть оценен учеником и как
приятный, и как неприятный. Поглаживание педагога может помочь воспитаннику
поднять свое настроение, повысить уверенность в себе, успокоиться. В другом
случае оно может вызвать отстранение, отчуждение учащегося, вплоть до
агрессивной реакции, либо проявление замкнутости, «уход в себя».
Успешное
решение предконфликтных ситуаций можно рассматривать как средство сохранения и
развития педагогического общения, которое постоянно реализуется на фоне
определенных эмоциональных реакций. Эмоциональное отношение педагога к
учащемуся «пронизывает» весь процесс разрешения противоречия, возникшего в ходе
педагогического взаимодействия. В процессе разрешения предконфликтной ситуации
мыслительная деятельность педагога может либо полностью блокироваться сильным
мотивом, либо процессы рассуждения будут непосредственно направлены на
поддержку более сильного мотива. Следовательно, формулирование педагогом именно
у себя положительной профессиональной ориентации нередко предопределяет
успешность преодоления затруднений в деятельности.
Разрешение
предконфликтной ситуации административными мерами (вызов родителей, приглашение
на педсовет...) приводит к прекращению педагогического процесса. В данном
случае выход из создавшегося положения может быть найден в пресечении
проявлений авторитаризма, в отказе от репрессивных мер. Следовательно,
педагогической задачей в разрешении предконфликтной ситуации выступает
организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью - формирование
социально значимых качеств личности учащегося.
Конструктивный
выход из предконфликтной ситуации есть в какой-то степени экспромт. Сущность
психологического обеспечения успешного разрешения возникшего затруднения
состоит в осознании педагогом своих как интеллектуальных, так и исполнительных
действий. Одно дело, найти разумное решение (мысленное проигрывание его путем
соотнесения с оппонентом, условиями ситуации, целью педагогической
деятельности, а также с собственными возможностями; оценка вероятности успешной
реализации решения; разработка плана его реализации) и совсем другое - его
реализовать. На этапе реализации выработанного решения можно выделить следующие
приемы:
1.
Обращение к фактам (обоснование своей позиции с помощью фактов) заключается в
последовательном и постепенном движении от простейших фактов, суждений и
утверждений к более сложным и богатым. Самое главное - уметь выделять наиболее
простые, очевидные, конструктивные моменты взаимодействия: «В чем совпадают (а
не различаются!) наши взгляды, позиции?». Для того чтобы уметь это делать, надо
приобрести навык систематического обдумывания мельчайших деталей решаемой
ситуации. В общении, особенно педагогическом, нет мелочей!
2.
Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более
благородным мотивам («Вы же умный человек...»).
3.
Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен. Преодолевая возникшие
затруднения, важно попытаться найти хотя бы один пункт, в котором можно достичь
согласия, пойти, если не на сотрудничество, то хотя бы на компромисс.
Необходимо идти на согласие с теми аргументами, которые способствуют достижению
педагогической цели в условиях конфликтного взаимодействия. Этому способствует
такая особенность педагогического мышления, как децентризм: стремление смотреть
на проблему и с точки зрения оппонента.
4.
Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы. Здесь необходимо умение
учитывать состояние, настроение оппонента, ход его мыслей. Условно данный прием
можно назвать - «мы». Реализуется указанный прием в форме следующих
высказываний: «Как нам с вами поступить?», «Что нам делать
дальше?». Используя данное местоимение в качестве психологической связки,
учитель может достичь эмоциональной общности с учащимися. В этом случае
отношения строятся на основе взаимного принятия, что приводит к формированию
важного для педагогической деятельности чувства взаимной соответственности,
причастности к общему делу.
5.
Ненавязывание своего мнения, стремление, чтобы к этому пришел оппонент сам.
Важно вести переговоры с целью убедить собеседника, не задавить его и не
принуждать. Учащиеся высоко ценят сосредоточенность педагога на поиске
справедливости, а не на нажиме. Чтобы вовлечь в процесс творческого решения
проблемы другую сторону, необходимо об этом позаботиться как можно раньше
(обратиться к учащемуся за советом).
Для
того чтобы оппонент принял то или иное приглашение к творческому
сотрудничеству, мало только обсуждать с ним существо проблемы, надо создать у
него чувство причастности к процессу выработки и реализации решения. Именно это
является одним из важнейших факторов конструктивного разрешения педагогического
конфликта.
6.
Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш. Важно продумать,
чем можно пожертвовать самому и чем может пожертвовать оппонент за свою цель.
Надо создать такие условия при разрешении ситуации, чтобы стратегия
доминировала над тактикой.
7.
Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный
эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению
логики развития данной ситуации.
8.
Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий
складывается не в пользу педагога.
В
заключение можно отметить, что творческий процесс не является линейным, поэтому
ряд рассмотренных приемов может осуществляться селективно или параллельно либо
в обратном порядке. Более того, отдельные указанные приемы разрешения предконфликтной
ситуации могут меняться местами.
Оценочные действия педагога в процессе разрешения
предконфликтной ситуации в случае их успешности многому могут научить и самого
педагога. Основной прием на данном этапе -«вытяжка» как способ подытоживания
основных идей и чувств говорящего. Она помогает соединить фрагменты разговора в
смысловое единство («Итак, если подвести итог нашему разговору, то получается
следующее...»).
Эффективное оценочное действие
педагога связано с его умением делать выводы, значимые для дальнейшего
совершенствования своей профессиональной деятельности. Качество таких действий
зависит от субъективных факторов (общая культура педагога, уровень его
профессионального и личностного роста) и объективных (дефицит времени, высокая
степень сложности предконфликтной ситуации).