Обращения
учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как
работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между
учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя,
то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической мотивации» и об
«опосредованной активизации учебной деятельности» быстро сворачивается. Дело не
в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том, что педагог «просит
лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя понять нетрудно: «некогда
думать, работать надо».
Техника педагогического общения - совокупность
умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда
принято включать две группы компонентов.
Первая
группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь,
мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и
т.п.). Вторая - с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь
по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение
предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).
В
психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие
блоки: 1. Обращение: жесткое - суровое – нейтральное - нежное;
рациональное - шуточное - (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование
этикета - корректность (точно маркированный этикет) - любезность (этикет +
желание понравиться партнеру) - дискретность (приличность + скромность) -
деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к
другому человеку) - тактичность (творческое использование этикета, отказ от
него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго
формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение
чувств: преувеличенное – свободное – сдержанное - заторможенное. 5. Речь:
а) дикция: жеманная – корректная – свободная - вульгарная; б) диалогизация:
асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) -
симметрия (оба говорят одинаково) - асимметрия в пользу субъекта (партнера
вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная – порывистая –
умеренная - отсутствует; г) язык: научный - литературный – профессиональный –
народный – вульгарный - диалект; д) стиль речи: протоколирующая – штамповая –
«житейская» -лаконичная – патетическая – риторическая - поэтическая (образная).
Учитель
тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между
рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны,
автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его
педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.
Тем
не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности,
связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического
общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура.
Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом
своей деятельности.
Один
из элементов в организации целостного педагогического общения - завоевание
учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления
учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать
следующее: 1) оперативная организация изначального контакта с классом; 2)
оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и
т.д.) к деловому и личностному общению; 3) предупреждение возникновения
«простоев» между организационными и содержательными аспектами начала
взаимодействия; 4) оперативное достижение социально-психологического единства с
классом, формирование чувства «мы»; 5) постановка учебных задач и проблемных
вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать
коллектив; 6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение
позитивно-ориентированных педагогических воздействий; 7) обеспечение внешнего
коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность,
доброжелательность, обаяние; 8) адекватная реализация речевых и неречевых
средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и
т.п.; 9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и
открытость; 10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование
поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней
настроенности учащихся, учитывания ее; 12) достижение и поддержание контакта в
общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся
потребность во взаимодействии с учителем.
Реализация
отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности
неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью
с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной
информацией. Неконгруэнтное общение - сигнал, что этот человек имеет более чем
одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой. Обычно в
случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий
момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель
действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со
сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями.
Люди,
которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо
более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем,
что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и
невербальными), совпадают по своей сути. Они
дополняют друг друга, не
меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают
эффективное педагогическое общение.