Существует
целый ряд предпосылок, обусловливающих успех учителя в общении.
1.Физиологические предпосылки: нормальный
уровень развития органов артикуляции; общее соматическое состояние и
здоровье;
отсутствие принужденных моторных состоянии; подвижность, пластичность
двигательных мышц рук и мимических мышц лица.
2.Психологические предпосылки: волевые
качества, интеллект, темперамент, общая структура способностей, духовность и
т.п.
3. Социально-психологические
предпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности,
статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,
социальный и профессиональный опыт, техники педагогического общения.
Успех в общении
характеризуется ситуативностью. Если у учителя был прекрасный контакт с классом
на предыдущем уроке, то это не означает, что на сегодняшнем уроке будет так же.
Ориентация на успех стимулирует педагога к постоянному самосовершенствованию.
Для того чтобы воспитание детей было успешным, подчеркивает Л.Н. Толстой, надо,
чтобы воспитывающие люди не переставали воспитывать себя, помогали бы друг
другу все более и более осуществлять то, к чему стремятся. Учитель должен
научиться бороться со своим стремлением к покою, с притуплением остроты и
активности чувств, с равнодушием к окружающему и всем тем, что отдаляет его от
детей, молодежи - состоянием, которое П.П. Блонский называл «старчеством». В
связи с этим трудно переоценить возможности психологизации, ибо педагогическое
общение - есть то поле, на котором разыгрываются отношения между людьми.