Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной модели психики
С
позиций рефлекторной теории, родоначальниками которой были И.М. Сеченов и И.П.
Павлов, формирующиеся действия, привычки представляют собой ряды условных
рефлексов. Как известно, последние вырабатываются при определенных условиях.
Важное значение для формирующихся действий имеет положительное подкрепление.
Торможение каких-либо нежелательных действий основывается на отрицательном
подкреплении. В качестве положительного подкрепления используются различные
положительные стимулы, способные вызвать у воспитанника положительные эмоции;
отрицательные подкрепления призваны вызвать отрицательные эмоции, нежелание
испытывать которые должно способствовать торможению нежелательного поведения
ребенка.
На
основе этой модели построены классификации приемов педагогического воздействия:
созидающие и тормозящие приемы [И]. приемы поощрения и наказания.
Поощрение:
одобрение,
похвала, благодарность, присвоение звания, материальная форма поощрения (призы,
подарки). Наказания: неодобрение, замечание, выговор, исключение из коллектива,
лишение удовольствий.
Одобрение
- короткий положительный отзыв, констатирующий согласие с мнением,
действием ученика. Используются вербальные и невербальные средства одобрения.
Похвала
- развернутое, аргументированное одобрение, осуществляемое в
вербальной форме.
Неодобрение
и замечание конструируются так же, как одобрение и похвала, но противоположны
по содержанию.
Благодарность
-
индивидуальная или коллективная форма положительной оценки.
Материальная
форма - опредмеченная материальным предметом похвала. Материальная форма
подкрепляется речевым обращением, которое может усилить эмоциональные
переживания детей.
Лишение
удовольствий - форма наказания, при которой ребенок лишается предметов,
способных доставить положительные эмоции. Нельзя лишать возможности
удовлетворять естественные потребности (в пище, сне и т.д.).
Наказания желательно применять реже, чем
поощрения, и только в тех случаях, когда явно нарушаются социально-культурные
нормы поведения или возникает угроза благополучию человека, в том числе и
самого нарушителя. Слабое наказание не достигнет результата, а сильное
травмирует психику ребенка.