Многие школьные психологи
кроме традиционных методов подготовки учителей (лекции и семинары по возрастной
и педагогической психологии, психологии общения, наблюдение за работой более
опытных коллег, анализ уроков и воспитательных мероприятий) используют
социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии
для формирования психологической компетентности педагогов.
Интересен
социально-психологический тренинг (СПТ) как групповой метод, который, по теории
обучения общению Л.А. Петровской [8], содержит три цели: повышение адекватности
в анализе себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. А. Кидрон [14]
выделяет шесть основных целей тренинга: «Я-интеграция», развитие
социально-психологической компетентности, шлифовка навыков поведения, развитие
«социальной теплоты», регулировка внутригрупповых отношений и самоактуализация.
На формирование целей СПТ
влияют: 1) концепция человека; 2) личные потребности тренируемых; 3)
теоретические и методические средства тренинга; 4) уровень квалификации тренера
(X. Миккин).
В работе с педагогами акцент
предпочтительно делать на смысловой, а не технической (формальной) стороне
общения, что может привести к усилению манипулятивных способностей. Главными
результатами тренинга могут стать формирование устойчивой мотивации к развитию
и формирование способности к проектированию и конструированию эффективных
средств общения.
Таким образом, активное
социально-психологическое обучение педагогов позволяет решать следующие задачи:
-формирование у педагога устойчивой мотивации
к саморазвитию;
-формирование способности к проектированию и
конструированию эффективных средств общения;
-отработку индивидуальной стратегии и тактики
эффективного педагогического общения.
Проведение СПТ предполагает не только знание и
владение наборов психотехнических процедур, но и понимание того, что происходит
в группе с каждым ее участником. Дадим характеристику особенностей работы
ведущего в тренинге и укажем те программы СПТ, которые можно использовать в
работе с педагогами.