Психологические механизмы индивидуального стиля общения
Под механизмами стиля
педагогического общения понимаются
индивидуально-типические особенности социально-психологического взаимодействия
педагога и учащихся. В стиле общения находят выражение: а) особенности
коммуникативных возможностей учителя; б) достигнутый уровень взаимоотношений
педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г)
особенности ученического коллектива (В.А. Кан-Калик, 1979, с. 66). В
психолого-педагогической литературе описаны разнообразные стили
профессионального педагогического общения. Их обилие заостряет актуальность
осознания и обретения педагогом собственного индивидуального стиля общения с
учащимися.
1. Наиболее плодотворным
стилем общения является общение на основе увлеченности совместной творческой
деятельностью.
2. Достаточно продуктивным
является и стиль педагогического общения на основе дружественного расположения.
3. Довольно распространенным
стилем является общение-дистанция, которым охотно пользуются как опытные
педагоги, так и начинающие.
4. Общение-дистанция в своем
«чистом виде» в известной степени является переходным этапом к такой негативной
форме, как общение-устранение.
5. Не менее отрицательную
роль в работе с учащимися играет и общение-заигрывание, которое также связано с
неумением организовывать продуктивное педагогическое общение.
Исследования позволяют
условно выделить четыре группы классных руководителей с точки зрения
интенсивности их общения с учащимися. К первой группе можно отнести тех
педагогов, которые общение с учениками ограничивают узкими рамками деловых
вопросов (об учебе, о дисциплине) и не стремятся к более близкому общению с
питомцами (разговоры о жизни, о счастье, о труде и т.п.). Во вторую группу можно
включить классных руководителей, которые явно стремятся к близкому общению со
старшеклассниками, но такого не имеют. Это происходит по разным причинам: у
одних - из-за недостатка времени, у других - из-за нерасположенности учащихся к
доверительному общению, так как эти учителя либо становятся в позу ментора,
либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии учеников. Третью
группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к
старшеклассникам, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам их
общение с учащимися не имеет регулярного характера. Однако в тех случаях, когда
у учащегося возникают затруднения, он идет к этим педагогам, и общение
протекает на самом откровенном и доверительном уровне. Четвертая группа - это
те учителя, которые постоянно общаются с учащимися, причем общение выходит за
рамки повседневных наставнических обязанностей учителя и отличается большой
степенью доверительности и интенсивности.
На формирование эффективного
индивидуального стиля деятельности учителя оказывают влияние различные
субъективные и объективные факторы, а также психологические механизмы, знание
которых – обязательное условие для проявления и утверждения высокой педагогической
культуры учителя как субъекта педагогической деятельности. Эффективный стиль -
тот, когда учитель постоянно находит оптимальные сочетания в способе стимуляции
и активизации учеников, гибко разрешая педагогическую ситуацию в процессе
достижении конечных образовательных целей. Определенный алгоритм этих сочетаний
в самоорганизации и саморегуляции профессионального поведения учителей и
характеризует тот или иной индивидуальный стиль педагогической деятельности, о
котором говорилось выше.