Методология – это учение об организации деятельно-сти.
[
]
16.07.2010, 07:50
Методология– это учение об организации деятельности.
Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация
деятельности. Этим определением мы и будем пользоваться во всем дальнейшем
изложении книги.
В
то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность
нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая
деятельность может разделяться на деятельность репродуктивнуюи продуктивную.
Репродуктивная
деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо
копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая
деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в
любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя –
«урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже
организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не
нуждается.
Другое
дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового
или субъективно нового результата.
Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или
менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.
Инновационная деятельностьспециалиста-практика может быть направлена как
на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или
для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда
направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат.
Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее
организации, то есть возникает необходимость применения методологии.
Если
методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то,
естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [254], организация–
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или
менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его
строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и
совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей,
совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе
определенных процедур и правил – см. Рис.
1.
В
нашем случае мы используем понятие «организация», в основном, в первом и во
втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого
процесса (первое значение). Третье значение также используется (но в меньшей
степени) – при описании коллективной научной деятельности, управления проектами
в организациях и т.д.
При
таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень
широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной,
и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой
и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной
деятельности.
Если
исходить из классификации деятельности по целевой направленности:
игра-учение-труд, то можно говорить о:
-методологии
игровой деятельности (имея в виду, в первую очередь, детскую игру);
В
свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:
-практическую
деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. В
этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;
-специфические
формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия. Соответственно, это: философская деятельность,
научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.
На
сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной
деятельности (методологию научного исследования) – глава 2, методологию
практической деятельности –
глава 3; методологию учебной деятельности – глава 5, а также изложить
начала методологии художественной деятельности – глава 4, и методологии
игровой деятельности – глава 6.
При
этом остается открытой для дальнейших исследований проблема построения
методологии философской деятельности(хотя
условно можно считать, что философияявляется одновременно и отраслью науки и на
нее, в частности, может быть распространена методология научной деятельности).
Что
же касается методологии религиозной деятельности, то авторы не берутся рассматривать эту
сложную и неоднозначную проблему.
В
завершение этого вводного раздела кратко изложим общий замысел и логику
построения книги.
Методология
рассматривает организацию деятельности(деятельность – целенаправленная активностьчеловека). Организовать деятельность означает
упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками,
логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой(авторы исходят из пары категорий диалектики
«историческое (временнόе) и логическое»).
Логическая
структуравключает в себя следующие компоненты: субъект,
объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
Внешними
по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности:особенности, принципы, условия, нормы.
Исторически
известны разные типы культуры организации деятельности (см. главу 1).
Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что
продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные
завершенные циклы, которые называются проектами.
Процесс
осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта,
реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и
этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов
деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя
фазами:
– фаза
проектирования, результатом которой является построенная
модель создаваемой системы и план ее реализации;
– технологическая
фаза, результатом которой является реализация системы;
– рефлексивная
фаза, результатом которой является оценка
реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции,
либо «запуска» нового проекта.
Деятельность,
направленная на получение объективно нового результата, называется творчеством.
Деятельность,
в определенном смысле противоположная продуктивной деятельности – так
называемая упорядочивающая деятельность [244]. Если продуктивная деятельность зачастую разрушает прежние
порядки, стереотипы, то упорядочивающая деятельность направлена, понятно по
названию, на восстановление порядка. Она заключается в установлении норм
деятельности, функционирующих, в частности, в форме стандартов, законов,
приказов и т.д.
Строго
говоря, изложение методологии практической деятельности следовало бы начинать
сначала, первой главой, поскольку практическая деятельность является ведущим
видом человеческой деятельности, и особенности и принципы практической
деятельности распространяются на все другие виды деятельности без исключения.
Однако в силу исторических причин методология научной деятельности разработана
гораздо полнее, и многие ее положения могут быть перенесены в методологию
практической деятельности. Этим обстоятельством и объясняется предлагаемый
порядок следования глав.
На
сегодняшний день существуют два определения проекта: проект как нормативная
модель некоторой системы и проект как целенаправленное создание или изменение
некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую
организацию. Мы будем использовать второе определение (см. ниже).