Когда я собралась провести эксперимент с целью получить представление о владении гражданами Йошкар-Олы английским языком, я не питала иллюзий. Но ожидала, что при поголовном изучении английского в российских общеобразовательных школах и на многочисленных курсах я смогу объясниться, при необходимости подробно объясняя и подыскивая слова попроще. В течение дня я просила на английском показать мне дорогу к вокзалу, обращаясь к интеллектуального вида людям от 14 до 50 лет. Опросила 100 человек. Процесс был довольно однообразным. Люди останавливались, честно пытались определить, на каком языке звучит вопрос, и сокрушенно произносили: «Не понимаю». Я ожидала слышать в ответ хотя бы «I don’t know” – казалось бы, эту фразу знают все. Но так ответили лишь 9 человек из 82 непонимающих. Двое мужчин лет тридцати, по виду успешные бизнесмены, гордо воскликнули: "No passaran!” Вообще я получила массу самых разнообразных впечатлений. Кто-то, не поняв вопрос, медленно и громко переспрашивал по-русски: «ЧТО ВЫ ХОТИТЕ?», видимо, надеясь, что, если говорить медленно и громко, то я пойму незнакомый мне язык. Другие, поняв слова "Railway” и "Train”, очень хотели дать квалифицированный совет, напрягались, чесали в затылке, тяжко вздыхали, а потом вытягивали руку и говорили: «Туда! Go!». И уходили, явно недовольные собой. В полноценный диалог мне удалось вступить с 5 (!) молодыми людьми. Они поняли вопрос и, после нескольких непарламентских восклицаний («Блин! Вот ведь, не учил английский!») - махали рукой в сторону вокзала и говорили:: «Go! Straight!» И лишь один молодой человек, скорее всего, студент Технического университета, смог полноценно объясниться, используя достаточно сложные предложения. У меня не осталось бы тягостного впечатления от этого опроса, если бы все происходило лет 15-20 назад, когда английский язык казался таким же мертвым и ненужным, как, скажем, латынь. Но в наше время, когда подавляющее большинство россиян ездит по всему миру, когда всем стало ясно, что английский стал решающим инструментом успешной карьеры, - столь массовое его незнание мне не совсем понятно. Думаю, что этому есть масса причин – низкая заработная плата школьных учителей и текучка кадров, неудачно выбранные школьные учебники по английскому, низкая мотивация самих детей и их родителей и так далее. Но позвольте вспомнить, что Йошкар-Ола – столичный город. Причем неплохо зарекомендовавший себя в ведущих вузах страны. Наша школа поддерживает связь с нашими выпускниками, поступившими в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга – я имею в виду МГИМО, СП(б)ГУ и МГУ. Наши ребята не просто с первого раза поступили на бесплатные отделения, но имеют там высокие рейтинги. Но таких ребят, видимо, пока очень и очень мало. Я думаю, нет необходимости объяснять, какое значение сейчас придается английскому на серьезных факультетах экономики, менеджмента, политологии и социологии. Цель это статьи – не констатировать в очередной раз, насколько плохо обстоит у нас дело с изучением английского. Начинается новый учебный год. Школьникам предстоит сдавать ЕГЭ и поступать в университеты. Выпускникам – строить карьеру. Печально, когда выпускник, скажем, исторического факультета, идет работать продавцом в супермаркет. Однако это происходит чаще, чем хотелось бы. Пусть наши дети будут конкурентоспособны на мировом рынке вакансий. Пусть овладевают профессиями программистов, экономистов, филологов и так далее. Но пусть их родители помнят при этом, что в наше время хорошая профессия «мертва», если специалист не владеет английским. Двери нашей школы сейчас открыты для Вас. «Скорая языковая помощь» - Английская школа Елены Джонсон – к вашим услугам!
|