1. Кумулятивный
характер развития научного знания. Новые знания соединяются, интегрируются с
прежними, не отвергая прежних, а дополняя их. На протяжении последних столетий
развитие научного знания происходит по экспоненциальному закону, то есть
примерно за каждые десять лет объем научных знаний удваивается. При этом любое
новое научное знание может быть получено только в том случае, если
исследователь изучил все, что было сделано его предшественниками. Это
необходимо еще раз особо подчеркнуть, поскольку нередко, особенно
специалисты-практики, начинают «экспериментировать», не изучив научную
литературу по проблеме «эксперимента» и тем самым зачастую «изобретается
велосипед» или «открывается Америка».
2. Дифференциация и интеграция науки.
Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук.
Появляются новые и новые отрасти научного знания, например, химическая
биофизика и физическая биохимия, педагогическая психология и психологическая
педагогика и т.д. В то же время происходят и интеграционные процессы, когда
появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни и тысячи
разрозненных фактов. Так, например, открытие Д.И. МенделеевымПериодического закона позволило объяснить с
единой теоретической основы тысячи различных химических реакций. А создание
Д.К. Максвелломсистемы
четырех уравнений электродинамики позволило не только объяснить все известные к
тому времени явления электричества и магнетизма, но и предсказать существование
радиоволн и многие другие явления.