Педагогическая
деятельность насыщена ситуациями, в которых проявляется манипулирование со
стороны участников образовательного процесса. Как учителю вести себя, если он
столкнулся с человеком-«манипулятором»?
Прежде
всего освободиться от идеи «долженствования» (по А. Эллису): разрешить себе
быть самим собой и сообщить об этом своему собеседнику: «Боюсь, вы
переоцениваете мое бескорыстие, увы, я не готов выполнять эту работу
бесплатно». Таким образом, учитель может стать актуализатором.
Актуализатор
воспринимает
жизнь как процесс роста, и те или иные поражения или неудачи воспринимает
философски, спокойно, как временные трудности, анализируя которые можно извлечь
ценные для себя уроки. Он может ошибаться, но способен исправить свои ошибки,
готов оказать помощь, когда нужно, и способен к совместной творческой работе.
Нужно
распознать тактику человека-« манипулятора»; открыто поставить о ней вопрос;
подвергнуть сомнению желательность и законность такой тактики, т. е. обсудить
ее. Если «манипулятор» прикрывается выражениями типа: «Да, это, конечно, очень
интересно», в то время как никакого, даже незначительного интереса не
испытывает, тогда надо применить прием, позволяющий поставить «манипулятора» в
неловкое положение, сказав, например: «Я тебе не верю».
Важно
определить намерения, цели и средства «манипулятора». Возможно, «манипулятор»
желает переложить на педагога свою ответственность. Целесообразно выяснить, на
какой крючок он хочет поймать свою жертву. Очень часто наши достоинства
оказывают нам «медвежью услугу». Например, когда учителю говорят, что он же
добрый человек, поэтому он может согласиться и выполнить просьбу.
Полезно
иметь твердую позицию, стараться быть внутренне направляемой личностью, т. е.
самодостаточным человеком, способным самостоятельно решать собственные
проблемы. Внутренне направляемая личность – это личность со встроенным в
детстве психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или
близкие ребенку люди). Такой компас постоянно претерпевает изменения под влиянием
различных авторитетов.
Против
манипулирования каждый человек самостоятельно вырабатывает для себя контрмеры с
учетом своей индивидуальности. Можно критически рассмотреть предложенные ниже
приемы и сконструировать собственные.
Попросите
оппонента изложить то же самое, но позитивно.
«Покажите,
объясните мне, почему это справедливо».
Пропустите
некоторые враждебные замечания мимо ушей.
Поиск
приемов противостояния манипулированию является коммуникативным творчеством,
т.е. поиском и нахождением учителем новых задач и способов взаимодействия с
учащимися. Для этого требуются следующие коммуникативные умения:
1)
умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; 2) умение
правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения; 3)
нахождение адекватных средств для передачи этого содержания; 4) способность
обеспечить обратную связь. В случае нарушения звеньев общения труднее будет
добиться ожидаемых результатов. Оно будет неэффективным.
Структурирование
ситуации означает умение изменить ситуацию в соответствии со своими
потребностями и целями. В педагогике это - активное вмешательство учителя в
создавшееся положение, его преобразование в соответствии с поставленными
педагогическими целями.
Педагогическое
управление предполагает превращение объекта воспитания - ученика в субъект
самовоспитания. С этой целью учитель постоянно включает в процесс решения
педагогических задач самих учащихся, причем позиция педагога может быть
«скрытой», а действия - опосредованными, идущими через коллектив. Немаловажны
здесь методы и условия общения, чтобы получить положительный результат,
необходимы условия, способствующие общению. Они состоят в следующем: 1) человек
должен отдавать себе отчет в том, чем он может быть интересен людям, что он для
них делает; 2) никогда не подходить к человеку, думая, что в нем больше
плохого, чем хорошего; 3) общение, взаимоотношения людей должны быть активными,
должны проявляться не только в словах, в созерцательном отношении к
действительности, а в реальной деятельности; 4) следует, чтобы человек сумел
правильно раскрыть подтекст поведения другого, т.е. то, что этот другой хотел
сказать своим поведением.
Функции
ситуационного анализа в контексте манипулирования - раскрытие педагогического
смысла ситуации; определение возможностей развития и использования
педагогического смысла ситуации в образовательных целях (воспитание и
обучение). Следовательно, ситуационный анализ составляет основу психологически
грамотного анализа поступков участников педагогического взаимодействия.
Вопросы и задания
1.Индивидуальный стиль педагогической деятельности является
устойчивым или ситуативным психологическим феноменом?
2.Согласны ли вы с мнением о том, что от типа темперамента
зависит индивидуальный стиль деятельности?
3.В каких ситуациях наиболее ярко проявляется индивидуальный
стиль педагогической деятельности?
4.В чем заключаются основные отличия индивидуального стиля
педагогической деятельности от индивидуального подхода к учащемуся?
5.Какие особенности во внешнем облике и в манере поведения
учителя могут быть носителями информации об его индивидуальном стиле
педагогической деятельности? Приведите примеры.
6.Возможен ли индивидуальный стиль педагогической
деятельности в условиях мультимедийных средств обучения?
7.Наблюдая за педагогами, определите те специфические
трудности, которые у них имеются в работе, и специфику индивидуального стиля,
направленного на преодоление этих трудностей.
8.Обоснуйте роль ситуации успеха/неуспеха в саморазвитии
личности воспитанника в различных воспитательных системах.
9.Установите, каким образом индивидуальный стиль оказывает
положительное и отрицательное влияние на выполняемую педагогическую
деятельность.
10.Выделите психологические механизмы, влияющие в ситуации
успеха/неуспеха на саморазвитие личности.
11.Представьте систему приемов создания ситуации успеха и
преодоления ситуаций неуспеха (оформить схемой).
Рассмотрите особенности
взаимоотношения учителя с учащимися в разных жизненных ситуациях: на уроке, при
изложении нового материала, в беседе с классом, при индивидуальной проверке
знаний учащихся и их оценке, при общении во внеучебное время в условиях
выполнения общественно полезных дел.