Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
Наиболее
яркие примеры проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности
можно наблюдать у учителей-новаторов, которые не идут традиционными путями, а
стремятся реализовать всю совокупность педагогических функций. Они максимально
используют те функции своей профессиональной деятельности и особенности
педагогической ситуации, которые позволяют им наиболее эффективно оказывать
свое личностное воздействие на образовательный процесс.
В.Ф.
Шаталов, отличающийся четкой, математически точной направленностью мышления,
создал достаточно жесткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся
на схематическое изложение и обозначение материала (система опорных сигналов).
Демократический,
основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С.Д. Шевченко эффективно
использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие
возможности школьников.
Исследовательский
подход Б.И. Дегтярева к учащимся ориентирован на постоянное изучение их
личности. Им показаны возможные пути обучения учеников рациональным учебным
умениям и развития их самопознания.
Направленность
на формирование гуманных взаимоотношений учителей и учащихся легла в основу
педагогической системы Ф.Г. Деака, которая была успешно реализована через
принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно
также назвать отличающихся творческим своеобразием Ш.А. Амонашвили, Г.Г.
Кравцову, Е.П. Ильина, С.Н. Лысенкову, И.П. Волкова и др.
Кумулятивный эффект
педагогического воздействия при подобном совпадении личностных параметров с
соответствующими функциями деятельности настолько силен, что позволяет
пренебречь какими-то недостатками в поведении данной личности и не
акцентировать внимание на остальных функциях деятельности, значимость которых в
тени осуществляемой деятельности резко снижается. В повседневной жизни подобный
феномен обычно называют «коньком» учителя, именно он составляет ядро его
профессиональной личности.