Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
В
ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности
учителя по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая
система способов выполнения деятельности - формируется индивидуальный стиль
педагогической деятельности.
Индивидуальный
стиль учителя как система его деятельности, ее функций и иерархического
строения может быть охарактеризован следующим образом:
Содержательные
характеристики: 1) преимущественная ориентация учителя: а) на процесс
обучения, б) на процесс и результаты обучения, в) на результаты обучения; 2)
адекватность - неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса; 3)
оперативность - консервативность в использовании средств и способов
педагогической деятельности; 4) рефлексивность - интуитивность.
Динамические
характеристики: 1) гибкость - традиционность; 2) импульсивность -
осторожность; 3) устойчивость - неустойчивость по отношению к меняющейся
ситуации; 4) стабильно эмоционально-положительное отношение к учащимся -
неустойчивое эмоциональное отношение; 5) наличие личностной тревожности -
отсутствие личностной тревожности; 6) в неблагоприятной ситуации направленность
рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на
других.
Результативные характеристики:
1)
однородность - неоднородность уровня знаний учащихся; 2) стабильность -
неустойчивость у учащихся навыков учения; 3) высокий - средний -низкий уровень
интереса к изучаемому предмету. Исходя из отмеченного ранее, важно подчеркнуть
интегрированность стиля педагогической деятельности. Так, индивидуализированность
мышления основана на личностных особенностях профессионального мастерства
субъекта педагогического труда.