Психологи, работающие в образовании, участвуют в проектировании
и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации,
благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и
саморазвития педагогов. Качественные изменения, происходящие в образовании, в
содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса, приводят к
существенным изменениям в целях, методах и технологиях работы психолога. Для
примера: если раньше директора школ заказывали психологическое обеспечение
содержания и методов обучения, просвещение педагогов и родителей,
психологическую диагностику учащихся, то сегодня все чаще обращаются к
психологу с вопросами выработки концепции развития школы, модернизации
организационной структуры внутришкольного управления, развития
профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов.
Важным
моментом в работе психолога является определение своей позиции и донесение ее
до каждого педагога. Психолог не оценивает, не судит, не экспертирует. Его
основные задачи:
-создать условия для психологической поддержки
педагога;
-помочь педагогу в решении профессиональных и
личностных проблем;
-решить в случае необходимости проблему
эмоционального напряжения педагога;
-дать рекомендации администрации, методистам
при приеме педагога на работу, при продвижении, формировании рабочих групп,
увольнении, т. е. принять активное участие в кадровой политике учреждения.
Взаимодействие педагога с
психологом должно строиться на добровольных основаниях, без принуждения
(формулировки типа: «Ты должен пройти консультацию у психолога» - недопустимы).
(«Нельзя заставить пить человека, не испытывающего жажду».)