Наиболее
распространенным методом является метод наблюдения за взаимоотношениями
родителей и ребенка. Психолог может обратить внимание на то, как родители
общаются с ребенком, каковы реакции на его успехи и неудачи, участвуют ли
родители в жизни ребенка или вмешиваются в нее.
Рисунок
семьи. Об этом методе подробно написано в разделе «Методы педагогической
психологии». Еще раз обратим внимание на то, что собирать информацию о семье
можно только получив ее согласие на это. Обсуждение результатов должно вестись
в конфиденциальной обстановке.
Метод
РДО ( тест родительско-детских отношений). Для исследования влияния семьи на
формирование ребенка используется тест родительско-детских отношений,
разработанный А.Я. Варгой [15] и В.В. Столиным. Родительское отношение
понимается ими как «система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков,
определяющая ролевую структуру семейных взаимоотношений». Опросник позволяет
диагностировать пять типов отношения родителей к ребенку: принятие -
отвержение, кооперация, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
Генограмма.
Для
изучения хода семейной истории, моделей поведения, передающихся из поколения в
поколение, событий, которые происходят в семье и влияют на развитие личности,
широко используется генограмма семьи. Генограмма представляет собой форму
семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по
крайней мере, в трех поколениях. Генограмма показывает семейную информацию
графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в
ней. Она может стать источником гипотез о том, как складывались отношения между
поколениями и как эти отношения актуализируются в настоящем.
Опросники, которые позволяют родителям
осмыслить свое отношение к детям, понять особенности влияния на ребенка,
задуматься о методах воспитания, опубликованы в еженедельнике «Школьный
психолог» (1999. № 21 и 22).