Работа
с родителями (или с одним из них, чаще это мать) начинается в ходе
обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании
ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех
этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями
обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и
тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность
родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным
защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с психологом.
Во
время первой встречи с родителями психологу необходимо понять мотивы обращения
за консультацией, разъяснить цели и задачи консультирования.
А.С.
Спиваковская [11] выделяет несколько типов не вполне осознанной мотивации
обращения родителей к психологу:
«У
нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители». В запросе на
психологическую помощь родители сетуют на свою несостоятельность: «Мы часто
ошибаемся, повышаем голос»; «Хочется быть спокойной, но это так трудно...»; «Мы
упустили сына» и т.п.
«Наш
ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения». Во время
встреч с психологом родители незаметно для себя с проблем ребенка переходят к
рассказу о супружеских отношениях. «Мы часто не находим общего языка, в нашем
доме постоянное напряжение и т.п.».
«Наш
ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня
плохая (ой) жена (муж)». Во время консультации один из родителей, аппелируя к
психологу, как бы подчеркивает: «Вы же понимаете дело совсем не в ребенке».
«Манипулятивные
мотивы» - за декларируемым мотивом обращения помочь ребенку стоят попытки
добиться каких-то выигрышей, используя вмешательство психолога. Например:
«Ребенок неблагополучен, поэтому им должен заниматься отец». Обычно после
рассказа о ребенке следует вопрос: «Может, привести на консультацию мужа, вы
ему все объясните». «Ребенок неблагополучен из-за влияния бабушки, поэтому нам
лучше разъехаться». В том случае, если психолог попадает в ловушки манипулирования,
родители будут влиять на других людей, аппелируя к его мнению.
Многие
родители недооценивают объем и сложность процесса консультирования, временных
затрат, ориентированы на получение готового результата. Важно также избегать
неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности.
Беседа,
проводимая психологом по итогам изучения ситуации, направлена на: 1) обсуждение
общего состояния ребенка, а также характера, степени и причин выявленных
трудностей; 2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или
специальной коррекционной, развивающей или тренинговой работы для ребенка; 3)
обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; 4)
планирование следующих встреч (в случае необходимости).
Выделим
основные стадии консультативного процесса:
Установление
доверия между психологом и родителями (родителем). На этом этапе достигается
обоюдное доверие. Психолог внимательно выслушивает родителя, проявляя
заинтересованность, эмпатию, а также выражает поддержку в понятной для педагога
форме.
Исследование
и определение проблемы. Родитель описывает ситуацию, причины ее возникновения.
Психолог задает вопросы уточняющего характера, информирует о результатах
обследования ребенка. Уточнение проблемы ведется до того момента, пока не будет
достигнуто одинакового ее понимания. Формулировка проблемы должна быть ясной и
конкретной.
Определение
вариантов решения проблемы и планирование деятельности по ее решению. На этом
этапе обозначаются возможности и ограничения родителей в решении, определяются
цели, методы и конкретные пути разрешения проблемы. Особое внимание психолог
обращает на формулировку целей, которые ставит перед собой родитель. Цели должны
быть реалистичными (т. е. достижимыми); конкретными (внешнему
наблюдателю должно быть понятно, в чем конкретно будет проявляться желаемый
результат); измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель
достигнута); проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и
привлекательными (чтобы родитель хотел их достигнуть). Специально
обсуждается вопрос о том, насколько родители верят в себя и свои возможности и
каковы их ограничения.
Анализ
и оценка достигнутых результатов осуществляются на основе критериев, по
которым родитель может судить о решении проблемы. В случае если цели не
достигнуты, возможно уточнение плана решения проблемы или возврат на стадию
исследования и определения.
Таким образом, основная цель
психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и
объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает:
подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования
ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую
проводит психолог; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение,
написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации,
так как это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры
помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.