Моральное
развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение
морального развития невозможно без воспроизведения феноменов морального
поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в которых
дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его
неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по
назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается определенной
системой мотивов. Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка,
побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным,
приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы
в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).
Для
практики воспитания необходимо ответить на вопрос, почему у детей преобладает
тот или иной тип мотивации. Зависимость между мотивацией и уровнем интеллекта,
условиями семейного воспитания, эмоциональной устойчивостью,
социально-экономическим статусом, участием в детских организациях и другими
характеристиками играет большую роль в воспитании личности. Среди факторов,
влияющих на моральную мотивацию, можно назвать убеждение в правильности норм и
в необходимости следовать им.
Соблюдение
норм связывается с неприятными переживаниями, вызванными наказанием за
противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания
за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отношение к последним.
«Тактика лишения любви», выражающаяся в подчеркнутом игнорировании ребенка
после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого
лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения. Не подтвердилась и
возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком
поведения других. Из трех демонстрировавшихся детям типов поведения -
соблюдение нормы, ее нарушение с последующим наказанием, безнаказанное
нарушение - только последний тип повлиял на их собственные действия. Он привел
их к росту нарушений поведения.
Выражение
родительского неудовольствия по поводу нарушения норм принципиально отличается
от разных форм наказания
(лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и
т.п.)- При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных
последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое
неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на
последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и
показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются
отрицательные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит
осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и
является основой формирования моральных суждений.
Факторы, формирующие
моральные суждения (суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения
норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают
в себя два типа отношений взрослого и ребенка. Первый тип - принуждение,
при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила
поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок
должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и
занимает пассивную роль. Второй тип отношений - кооперация, характеризуется
активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим,
участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.
Эволюция морального сознания
ребенка зависит от когнитивного развития, так как ребенок проходит путь от
эгоцентрического отношения к окружающим до выработки гибкой позиции, когда в
своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня
нравственного развития,каждый из
которых имеет несколько стадий (Л. Колберг):
1. Преднравственный
уровень. Поведение определяется внешними обстоятельствами, а точка зрения
других людей в расчет не принимается. Ребенок слушается, чтобы избежать
наказания.
Первая
стадия: суждение выносится от
того вознаграждения или наказания, которое может получить ребенок за данный
поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»).
Вторая
стадия: суждение о поступке
выносится в соответствии с выгодой, которую можно извлечь («Если ты мне сделал
плохо, то и я тебе сделаю плохо»).
2. Конвенциональный
уровень. Поведение строится с ориентацией на принципы других людей.
Третья
стадия: суждение основывается
на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что
приятно и одобряется окружающими»).
Четвертая
стадия: суждение формируется
в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею
законами («Я обязан соблюдать закон»).
3. Постконвенциональный
уровень. Истинная нравственность достигается только на этом уровне. Человек
судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что связано с высоким
интеллектуальным развитием.
Пятая
стадия: суждение о поступке
основывается на уважении демократически принятого решения или на принципиальном
уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены
обществом»).
Шестая
стадия: поступок
классифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от
его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы
хотел, чтобы поступали с тобой»).
В рамках данного подхода,
автором которого является Л. Колберг, описано три типа переживаний, которые
испытывает человек при нарушении моральных норм: 1) страх по поводу возможных
последствий и ожидание наказания; 2) желание возместить нанесенный ущерб и
восстановить исходное положение; 3) осуждение себя и переживание своей вины. По
мнению Л. Колберга, только переживания третьего типа свидетельствуют о
собственно моральном развитии.
Л. Колберг и его
последователи организовали экспериментальные занятия по нравственному
воспитанию детей и подростков. Занятия были построены вокруг обсуждения
гипотетических моральных дилемм. Результаты эксперимента показали, что
моральным суждениям можно научить даже малолетних преступников. Ребенок,
имеющий возможность рассматривать в безопасных условиях различные варианты решения
ситуаций морального выбора, переходит на более высокий уровень морального
развития.
В отечественной психологии
моральное развитие как самостоятельная психологическая проблема начало
привлекать внимание ученых не так давно. Изучение этого вопроса велось в
контексте таких проблем, как становление качеств личности, усвоение правил
поведения, проблема идеалов и их роли в воспитании (С.Л. Рубинштейн, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Человека необходимо
рассматривать как субъекта в связи с его деятельностью. Его онтогенетическое
развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах
человеческой культуры деятельностью. Возникновение первичных этических
представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой
со стороны взрослых. В качестве образца могут выступать сверстники, дети более
старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей с
определенными нравственными качествами. Следование образцам является одним из
механизмов интериоризации внешних социальных требований, в том числе требований
морали.
Важно
понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С
возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания.
Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того,
что достижения сверстников доступны и самому субъекту, возможность получения от
товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в
достижении намеченных целей по самовоспитанию. На этой идее построено
волонтерское движение, в котором в случае затруднений дети обращаются за
помощью не к взрослым, а к своим сверстникам.
Л.И.
Божович [2] выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и
особенности овладения ими этими образцами. Среди них обязательная реальная
практика следования образцам, знакомство с моральными нормами лишь с опорой на
уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.
В
качестве показателя уровня морального развития выступает поведение ребенка в
альтернативной этической ситуации [3]. Противоречивость психического развития
выражается в стремлении заслужить признание взрослого, являющееся мощным
стимулом формирования многих положительных качеств, а при определенных условиях
может спровоцировать детскую ложь.
Подведя
итог рассмотрению вопроса о моральном развитии ребенка, назовем механизмы,
благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.
Имитация - осознанное стремление ребенка
копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или
сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними
возникли эмоционально значимые отношения.
Идентификация - усвоение чужих моделей поведения,
установок, ценностей как своих собственных.
Чувствостыда - механизм запрета определенного
поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за
нарушения общепринятых норм поведения.
Чувствовины - механизм, лежащий в основе глубокого
внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о
должном, правильном, принимаемом самой личностью.
Важным
является также накопление собственного опыта, критическая переработка
содержания культуры. М.Г. Битянова [1] называет следующие механизмы перехода
внешнего мира во внутренний: интериоризация целей и ценностей в процессе
самостоятельной деятельности; испытание, связанное с риском; катарсическое
переживание.
Вопросы и задания
1.Какие этапы
морального развития выделены американским ученым Л. Колбергом?
2.От чего зависит
уровень морального развития ребенка?
3.А.С.
Спиваковская в книге «Как быть родителями» выделяет несколько типов
родительского воспитания в соответствии с ведущим мотивом, лежащим в его
основе:
воспитание
как удовлетворение потребности родителя (ей) в эмоциональном контакте;
воспитание
как реализаций потребности в жизни взрослого человека;
воспитание
как формирование определенных качеств;
воспитание
как реализация определенной системы вне зависимости от индивидуальных
особенностей детей.
Сравните эти типы воспитания
между собой, назовите их возможности и ограничения для развития ребенка.