У
истоков профессиональной психологической помощи семье стоят врачи, прежде всего
психиатры и психотерапевты. В работе с семьей они опираются на теоретические
принципы и представления о личности. Объектом психологической помощи семье
является группа людей, а не отдельный человек. В некоторых психологических
теориях недостаточно четко очерчены теоретические принципы консультирования и
психологической поддержки семьи.
Работа психолога в
образовательном учреждении (школа или детский сад) предполагает взаимодействие
с родителями. Чаще всего родители обращаются к психологу, если у них возникают
какие-либо проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Бывают ситуации так
называемого «принудительного» консультирования, когда педагог или воспитатель
просят психолога поработать с родителями и настоятельно советуют родителям
прийти на консультацию к психологу. Это две принципиально разные ситуации -
самостоятельный выбор родителей или посещение психолога по настоятельной
просьбе кого-либо. В первом случае с родителями намного легче установить
конструктивные отношения и попытаться вместе найти выход из сложившейся
ситуации. Во втором случае можно обнаружить, что направившие на консультацию
(педагог, другой член семьи) решают таким образом свои проблемы и хотят использовать
психолога в качестве инструмента воздействия. Психологу, видимо, следует
показать, что он не заинтересован насильно работать с родителем. Можно
объяснить ему суть и возможности консультирования. В таком случае возможно
изменение мотивации и предпосылок для возникновения продуктивного контакта.
Также спокойно надо относиться к тому, что такой родитель останется лишь
формальным клиентом или перестанет посещать психолога.