Как
системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые
(«статические») компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы
условно можно назвать «скелетом» учебной деятельности. Это те ее составляющие,
которые являются для нее относительно стабильными и абсолютными. Проще говоря,
без них деятельности просто не существует. Такими составляющими являются:
-предмет обучения;
-ученик (субъект обучения);
-собственно учебная деятельность (способы
обучения, учебные действия);
-учитель (субъект обучения).
Предмет
обучения - это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик
- это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний,
умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная
деятельность - это средство, с помощью которого формируются новые знания,
умения и навыки. Учитель - это человек, который выполняет контролирующие
и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот
не сможет это делать самостоятельно.
Устойчивые
компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут:
мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность
учебной деятельности - гностическая, предметная.
Все
перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном
единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью.
Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации,
деструкции или же распаду всей системы. Она оказывается не в состоянии
выполнять свою основную функцию - обучающую.
По
сравнению с другими видами деятельности, учебная деятельность имеет свою
специфику. Традиционная схема «субъект - собственно деятельность - объект -
результат» выглядит так:
Если
в качестве «объекта» выступает личность ученика («Л» (person) ученика), то схема приобретает принципиально иную окраску. Основной,
активной силой в обычных видах деятельности является «субъект». В учебной
деятельности активность исходит как от «субъекта» (учителя), так и от «Р - person» (ученика).
Все основные составляющие
деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать
двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью
учителя. Объектом учебной деятельности выступает целостная личность («Я»)
учащегося, т.е. сложная психосоциальная система. Не менее сложной системой является
и личность учителя. В совокупности своих взаимных воздействий на предмет
изучения, способы преподавания и результат они образуют суперсистему «учебная
деятельность». Известно, что воздействие на какой-то элемент системы влечет за
собой изменение состояния всей системы. При сложном сочетании как минимум двух
личностей (учителя и ученика) воздействие на различные участки системы «учебная
деятельность» идет постоянно. Следовательно, сама система постоянно находится в
активном динамическом изменении. Учение всегда влечет за собой перестройку и
сознания, и психических свойств участвующих в нем личностей.