ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 27.04.2024, 10:19

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Теория и методика преподавания английского языка [22]
    Информация
    фотообзоры
    Наш опрос
    ПОЧЕМУ ВАМ НРАВИТСЯ НАША ШКОЛА?
    Всего ответов: 548

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Теория и методика преподавания английского языка » Теория и методика преподавания английского языка

    Окказиональное слово и вымышленный мир
    [ ] 02.08.2010, 14:56

            Окказиональное слово может по-новому называть как известные предметы или явления, так и обозначать вымышленную реалию. В поэзии А.Левина очень много окказиональных слов, связанных с созданием персонажей и реалий вымышленного, фантастического мира. Сюда можно отнести авторские слова, образованные способом креации (например, Услустамк, Остравадр, Мурылик), гибридные слова (Комарамуха, муравоин, мерзайцы). Автором создаются не только новые гибридные наименования, но и переосмысливаются (персонифицируются) узуальные лексемы, имеющие конкретную предметную отнесенность (аккумулятор, лампочка, Минфин, ХБ-ПШ и др.):

    Пролетала батарейка,
    вяло крыльями махала
    и за провод зацепилась,
    и запуталась в сети.
        <…>
    Шёл простой аккумулятор
    на обычную работу,
    он с утра зарядку сделал,
    ему было хорошо…


            Поэтом создается "целый мир со своими законами природы, со своим животным миром, по-своему логичный и живой".
            Ироничное использование официозных аббревиатур в качестве вымышленных фамилий персонифицированных "жителей" стихотворных текстов выводит их на уровень басенных персонажей ("Острые басни", с.158-162). Аббревиатуры персонифицируются:


    Однажды Мпс, Рк и Цска
    взялись построить баню для Минфина.
    Но Госстандарт семь лет тянул резину,
    им не давая дров и молотка.
    Минфин их ждал-пождал,
    да так и не дождался
    и от такой тоски
    скончался.

    Мораль проста: уж коли ты Минфин,
    купайся дома, экономь бензин!


            Использование аббревиатур в поэтических текстах, подчеркивая их распространенность в языке, служит средством экспрессии - "аббревиатуры представлены сейчас не только в газетах, но и во всех без исключения стилях и жанрах современного русского литературного языка"Компрессивная функция аббревиатур в языке пародийно обыгрывается в следующем тексте:


    ХБ-ПШ, ПМ ходили
    то ПХЗ, то ОЗК
    у КПП ГАЗ-ВАЗ катались
    ВДНХ и ЦПК

    от КПП в ПК гуляли
    КВ, Н
    5ОНС2
    в ЦДКЖ ДК проснулись
    кругом помятая трава


            Создание более кратких, чем в языке номинаций, подходящих к стихотворному размеру (4-х стопный ямб), служат с одной стороны актуализации данного способа словообразования в языке, а с другой средством иронии, так как в данном случае эти аббревиатуры не используются в своем прямом назначении (компрессивный способ номинации). "В языке прошлого подобные слова были сугубо серьезными, официальными. В последние годы наметилась тенденция использовать этот тип аббревиации для порождения сниженных номинаций, несущих заряд насмешки…".
            Отдельный пласт новообразований А.Левина составляют названия живых существ в первой части сборника, названной "Биомеханика". В 36 текстах сборника насчитывается свыше 100 наименований выдуманных автором насекомых и зверей. В рамках данной работы проанализировать все номинации не представляется возможным. Это может послужить материалом отдельной работы.
            Используя новообразования, взятые из нескольких текстов "Биомеханики", мы провели эксперимент по выявлению семантики слов-номинаций во 2-м классе средней общеобразовательной школы. Окказиональные образования представляют собой: а) слова-гибриды (комарабли, паукабель), созданные путем контаминации (слияние, скрещивание слов или частей слов в одно неразложимое целое); б) новообразования с затемненной внутренней формой (Мориц, Остравадр, Услустамк); в) узуальные лексемы с окказиональным семантическим наполнением (гербицид, пестицид). В эксперименте принимали участие дети 8-10 лет. В задачи испытуемых входило дать объяснение номинациям, приведенным в таблице, дать характеристику по типу "добрый / злой", "большой / маленький". Слова предъявлялись изолированно, т.е. вне контекста стихов А.Левина.
            Названия живых существ извлечены нами из следующих текстов:
            Для иллюстрации функционирования слов-номинаций в контексте ниже мы приводим фрагменты некоторых текстов:

    Хомо-сцапиенс зелёный
    под кустом сидит зелёным
    и какого-либо хому
    ожидает на обед.


    Расставив ноги широко,
    стоит, набычась, локомот,
    густая тёплая вода
    по лбу его течет.


    Комарамуха любила,
    голову свою теряла,
    не любил ее жестокий
    ухожор и гербицид.


    Пошёл ушастый Услустамк
    однажды на базар.
    За ним зубастый Остравадр
    отправился тайком.


    Все куда-то подевались, всякие зверюшки.
    Все куда-то превратились. Вымерли, наверно.
    Муравоин кропотливый, гусельница-дева,
        <…>
    жук-ползук с морским отливом, тучный комарджоба


            В таблице 1 приведены сводные данные (фрагмент), полученные в результате эксперимента. Объяснения, данные разными детьми, сведены в рубрике "Объяснение" для наглядного сопоставления разных толкований и записаны через точку с запятой. В таблице представлены ответы, полученные от 3 информантов. Орфография источников сохранена.

    Таблица 1

     

    Название

    Объяснение

    1

    Хомо-сцапиенс

    а) Это животное которое всё хапает и цапает; б) хомяк который всех цапает; в) медведь.

    2

    Комарабли

    а) Это муха скрещоная с камаром зелёнова цвета; б) маленький комар похожий на корабль; в) комар очень маленький особенный.

    3

    Паукабель

    а) Это паук красного цвета; б) паук поядавший мебель; в) собака бывает только кабелем.

    4

    Мотылькобель

    а) Это мотылёк без крыльев; б) матылёк играющий на скрике; в) мотылёк – белый.

    5

    *Порхахаль

    а) Это насикомое которое поедает людей крыльями; б) порхающая ракетохвостая калибри; в) бабочка.

    6

    Мухаил

    а) Это липучая муха; б) муха купалась в иле; в) насекомое похожее на шмеля.

    7

    Комарамуха

    а) Это самка из семейства камарьих; б) комар который вырос с мухой; в) комар похожий на муху.

    8

    *Гербицид

    а) Это насикомое у которога 10 ног 5 глаз 2 рога 1 хвост; б) горбатое растение; в) цветок похожий на гвоздику.

    9

    *Пестицид

    а) Это насикомое которое болеет пестицыдом; б) растение похожее на пестолет; в) попугай – пестрый.

    10

    *Секомое

    а) Это насикомое которое ест насикомых; б) слон без хобата; в) вид насекомых.

    11

    Локомот

    а) Это животное толстое ест корни деревьев; б) бегемот с кошачей головой; в) кот (который пьёт только молоко).

    12

    Поюны

    а) Это жук который поёт днём и ночью; б) поющие птицы с клювом как у буратино; в) птица похожая на воробьёв.

    13

    Пирожук

    а) Это жук который ест пироженое; б) жук который любит пирожки; в) жук который пытается найти вкусную еду.

    14

    Скитайцы

    а) Это китайцы дикии; б) скитающиеся зайцы с длинными хвостами; в) птицы похожие на голубей.

    15

    Мориц

    а) Это махнатое животное ест траву; б) морская противная собачка; в) человек-вампир.

    16

    Злица

    а) Это лиса которая всегда злица; б) коза без задней ноги и рогов; в) лиса необыкновенной раскраски.

    17

    Гримаха

    а) Это муха которая гримируеца; б) змея которая гремит; в) рысь на конце хвоста тоже кисточка.

    18

    Зёл

    а) Это зеленый зверь у него 6 рожек и 5 ножек; б) козёл с длинными ушами (на 1 км); в) кабан вес которого 84 килограмма.

    19

    Остравадр

    а) Этот зверь любит острава; б) живой остров; в) травоядное животное похожее на динозавра.

    20

    Услустамк

    а) Это король насикомых он очень любит сладкое; б) Кинконг – большая обезьяна; в) паук коричнего цвета.

    21

    Хасилипа

    а) Это дочь караля она краснова цвета; б) хорошая липа которая всем улыбается; в) дерево похоже на липу.

    22

    Листапуха

    а) Это насекомое ест листья капусты; б) лиственное растение у которого пухлые листья; в) дерево у которого вместо листьев пух.

    23

    Потамы

    а) Это слонопотамы с щерстью; б) очень большие носороги; в) гипопотамы.

    24

    Мухалица

    а) Это муха без лица, но у нее 8 глаз 6 рук 2 ноги; б) муха с лицом человека; в) муха – жёлтая.

    25

    Мерзайцы

    а) Это плохие зайцы; б) некрасивые зайцы с ушами как у курицы; в) зайцы мерзавцы.

    26

    *Мухохоль

    а) Это муха у которой хохолок на голаве; б) моль которая поедает мух; в) личинка мухи.

    27

    Муравоин

    а) Это муха войн у нее 3 руки 5 глаз 6 ног; б) муровиный войн; в) вожак муравьёв.

    28

    Паукатор

    а) Это паук у которога есть пропелер; б) паук похожий на батарейку. Которая все время работает; в) паук.

    29

    Комарджоба

    а) Это чудовеще синего цвета 6 ног 3 глаза 2 руки; б) комар который поедает жаб; в) вид комаров.

    30

    Стрекотун

    а) Это зеленый маленький человечик; б) жук который стрекочит; в) кузнечик.

    31

    Улётка

    а) Это жук который улетает на зиму; б) гигантсткая улитка; в) перелетная птица.

    32

    Рассекомое

    а) Это насикомое с длиными ушами; б) носекомое с рассечененым хвостом; в) насекомое.

    33

    Комарад

    а) Это животное ест камаров; б) гигинтский комар; в) начальник комаров.

    34

    Стрекочик

    а) Это насикомое жёлтого цвета он прыгает; б) кузнечик который очень громко стрекочит; в) стрекозёл.

    35

    Сверкач

    а) Это насекомое очень любит стрекотать, прыгать; б) длинная палочка которая на конце светится; в) сверкающий жук.

     

            В данных детьми-информантами объяснениях-толкованиях преобладают дефиниции, выявляющие внутреннюю форму номинации. Дети пытались найти рациональное объяснение тому или иному новообразованию. При этом ими явно осознавались слова-прототипы, послужившие базой для окказиональной трансформы (см. пирожук, например). Слова с "пустым" лексическим значением переосмысливаются либо по принципу ложной этимологии (мориц, гербицид), либо по ассоциативному созвучию с другими словами (локомот). В описании детьми-информантами окказиональных наименований проявляется стремление ребенка "найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-либо свойств предмета". Как нам представляется, данный эксперимент иллюстрирует возможность понимания окказиональных образований вне контекста.
            Разнообразие толкований, предложенных детьми, не случайно. Многозначность намеренно заложена в словах такого типа.

    Категория: Теория и методика преподавания английского языка | Добавил: Admin
    Просмотров: 4651 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Линн Виссон -"Практикум по синхронному п...
    Как выучить иностранный язык.
    Голицынский Ю.Б Грамматика английского я...

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ТНE ADJECTIVE) 
    The Town of My Dream 
    Лексико-семантические характеристики анг... 

    Французский язык
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Немецкие глаголы

    TOPIC: INTERNET AS A FORM OF MASS MEDIA ... 
    Использование современных педагогических... 
    Наука как результат. 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz