ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 22.01.2025, 07:47

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Теория и методика преподавания английского языка [22]
    Информация
    фотообзоры
    Наш опрос
    ПОЧЕМУ ВАМ НРАВИТСЯ НАША ШКОЛА?
    Всего ответов: 548

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Теория и методика преподавания английского языка » Теория и методика преподавания английского языка

    Окказиональное слово и вымышленный мир
    [ ] 02.08.2010, 14:56

            Окказиональное слово может по-новому называть как известные предметы или явления, так и обозначать вымышленную реалию. В поэзии А.Левина очень много окказиональных слов, связанных с созданием персонажей и реалий вымышленного, фантастического мира. Сюда можно отнести авторские слова, образованные способом креации (например, Услустамк, Остравадр, Мурылик), гибридные слова (Комарамуха, муравоин, мерзайцы). Автором создаются не только новые гибридные наименования, но и переосмысливаются (персонифицируются) узуальные лексемы, имеющие конкретную предметную отнесенность (аккумулятор, лампочка, Минфин, ХБ-ПШ и др.):

    Пролетала батарейка,
    вяло крыльями махала
    и за провод зацепилась,
    и запуталась в сети.
        <…>
    Шёл простой аккумулятор
    на обычную работу,
    он с утра зарядку сделал,
    ему было хорошо…


            Поэтом создается "целый мир со своими законами природы, со своим животным миром, по-своему логичный и живой".
            Ироничное использование официозных аббревиатур в качестве вымышленных фамилий персонифицированных "жителей" стихотворных текстов выводит их на уровень басенных персонажей ("Острые басни", с.158-162). Аббревиатуры персонифицируются:


    Однажды Мпс, Рк и Цска
    взялись построить баню для Минфина.
    Но Госстандарт семь лет тянул резину,
    им не давая дров и молотка.
    Минфин их ждал-пождал,
    да так и не дождался
    и от такой тоски
    скончался.

    Мораль проста: уж коли ты Минфин,
    купайся дома, экономь бензин!


            Использование аббревиатур в поэтических текстах, подчеркивая их распространенность в языке, служит средством экспрессии - "аббревиатуры представлены сейчас не только в газетах, но и во всех без исключения стилях и жанрах современного русского литературного языка"Компрессивная функция аббревиатур в языке пародийно обыгрывается в следующем тексте:


    ХБ-ПШ, ПМ ходили
    то ПХЗ, то ОЗК
    у КПП ГАЗ-ВАЗ катались
    ВДНХ и ЦПК

    от КПП в ПК гуляли
    КВ, Н
    5ОНС2
    в ЦДКЖ ДК проснулись
    кругом помятая трава


            Создание более кратких, чем в языке номинаций, подходящих к стихотворному размеру (4-х стопный ямб), служат с одной стороны актуализации данного способа словообразования в языке, а с другой средством иронии, так как в данном случае эти аббревиатуры не используются в своем прямом назначении (компрессивный способ номинации). "В языке прошлого подобные слова были сугубо серьезными, официальными. В последние годы наметилась тенденция использовать этот тип аббревиации для порождения сниженных номинаций, несущих заряд насмешки…".
            Отдельный пласт новообразований А.Левина составляют названия живых существ в первой части сборника, названной "Биомеханика". В 36 текстах сборника насчитывается свыше 100 наименований выдуманных автором насекомых и зверей. В рамках данной работы проанализировать все номинации не представляется возможным. Это может послужить материалом отдельной работы.
            Используя новообразования, взятые из нескольких текстов "Биомеханики", мы провели эксперимент по выявлению семантики слов-номинаций во 2-м классе средней общеобразовательной школы. Окказиональные образования представляют собой: а) слова-гибриды (комарабли, паукабель), созданные путем контаминации (слияние, скрещивание слов или частей слов в одно неразложимое целое); б) новообразования с затемненной внутренней формой (Мориц, Остравадр, Услустамк); в) узуальные лексемы с окказиональным семантическим наполнением (гербицид, пестицид). В эксперименте принимали участие дети 8-10 лет. В задачи испытуемых входило дать объяснение номинациям, приведенным в таблице, дать характеристику по типу "добрый / злой", "большой / маленький". Слова предъявлялись изолированно, т.е. вне контекста стихов А.Левина.
            Названия живых существ извлечены нами из следующих текстов:
            Для иллюстрации функционирования слов-номинаций в контексте ниже мы приводим фрагменты некоторых текстов:

    Хомо-сцапиенс зелёный
    под кустом сидит зелёным
    и какого-либо хому
    ожидает на обед.


    Расставив ноги широко,
    стоит, набычась, локомот,
    густая тёплая вода
    по лбу его течет.


    Комарамуха любила,
    голову свою теряла,
    не любил ее жестокий
    ухожор и гербицид.


    Пошёл ушастый Услустамк
    однажды на базар.
    За ним зубастый Остравадр
    отправился тайком.


    Все куда-то подевались, всякие зверюшки.
    Все куда-то превратились. Вымерли, наверно.
    Муравоин кропотливый, гусельница-дева,
        <…>
    жук-ползук с морским отливом, тучный комарджоба


            В таблице 1 приведены сводные данные (фрагмент), полученные в результате эксперимента. Объяснения, данные разными детьми, сведены в рубрике "Объяснение" для наглядного сопоставления разных толкований и записаны через точку с запятой. В таблице представлены ответы, полученные от 3 информантов. Орфография источников сохранена.

    Таблица 1

     

    Название

    Объяснение

    1

    Хомо-сцапиенс

    а) Это животное которое всё хапает и цапает; б) хомяк который всех цапает; в) медведь.

    2

    Комарабли

    а) Это муха скрещоная с камаром зелёнова цвета; б) маленький комар похожий на корабль; в) комар очень маленький особенный.

    3

    Паукабель

    а) Это паук красного цвета; б) паук поядавший мебель; в) собака бывает только кабелем.

    4

    Мотылькобель

    а) Это мотылёк без крыльев; б) матылёк играющий на скрике; в) мотылёк – белый.

    5

    *Порхахаль

    а) Это насикомое которое поедает людей крыльями; б) порхающая ракетохвостая калибри; в) бабочка.

    6

    Мухаил

    а) Это липучая муха; б) муха купалась в иле; в) насекомое похожее на шмеля.

    7

    Комарамуха

    а) Это самка из семейства камарьих; б) комар который вырос с мухой; в) комар похожий на муху.

    8

    *Гербицид

    а) Это насикомое у которога 10 ног 5 глаз 2 рога 1 хвост; б) горбатое растение; в) цветок похожий на гвоздику.

    9

    *Пестицид

    а) Это насикомое которое болеет пестицыдом; б) растение похожее на пестолет; в) попугай – пестрый.

    10

    *Секомое

    а) Это насикомое которое ест насикомых; б) слон без хобата; в) вид насекомых.

    11

    Локомот

    а) Это животное толстое ест корни деревьев; б) бегемот с кошачей головой; в) кот (который пьёт только молоко).

    12

    Поюны

    а) Это жук который поёт днём и ночью; б) поющие птицы с клювом как у буратино; в) птица похожая на воробьёв.

    13

    Пирожук

    а) Это жук который ест пироженое; б) жук который любит пирожки; в) жук который пытается найти вкусную еду.

    14

    Скитайцы

    а) Это китайцы дикии; б) скитающиеся зайцы с длинными хвостами; в) птицы похожие на голубей.

    15

    Мориц

    а) Это махнатое животное ест траву; б) морская противная собачка; в) человек-вампир.

    16

    Злица

    а) Это лиса которая всегда злица; б) коза без задней ноги и рогов; в) лиса необыкновенной раскраски.

    17

    Гримаха

    а) Это муха которая гримируеца; б) змея которая гремит; в) рысь на конце хвоста тоже кисточка.

    18

    Зёл

    а) Это зеленый зверь у него 6 рожек и 5 ножек; б) козёл с длинными ушами (на 1 км); в) кабан вес которого 84 килограмма.

    19

    Остравадр

    а) Этот зверь любит острава; б) живой остров; в) травоядное животное похожее на динозавра.

    20

    Услустамк

    а) Это король насикомых он очень любит сладкое; б) Кинконг – большая обезьяна; в) паук коричнего цвета.

    21

    Хасилипа

    а) Это дочь караля она краснова цвета; б) хорошая липа которая всем улыбается; в) дерево похоже на липу.

    22

    Листапуха

    а) Это насекомое ест листья капусты; б) лиственное растение у которого пухлые листья; в) дерево у которого вместо листьев пух.

    23

    Потамы

    а) Это слонопотамы с щерстью; б) очень большие носороги; в) гипопотамы.

    24

    Мухалица

    а) Это муха без лица, но у нее 8 глаз 6 рук 2 ноги; б) муха с лицом человека; в) муха – жёлтая.

    25

    Мерзайцы

    а) Это плохие зайцы; б) некрасивые зайцы с ушами как у курицы; в) зайцы мерзавцы.

    26

    *Мухохоль

    а) Это муха у которой хохолок на голаве; б) моль которая поедает мух; в) личинка мухи.

    27

    Муравоин

    а) Это муха войн у нее 3 руки 5 глаз 6 ног; б) муровиный войн; в) вожак муравьёв.

    28

    Паукатор

    а) Это паук у которога есть пропелер; б) паук похожий на батарейку. Которая все время работает; в) паук.

    29

    Комарджоба

    а) Это чудовеще синего цвета 6 ног 3 глаза 2 руки; б) комар который поедает жаб; в) вид комаров.

    30

    Стрекотун

    а) Это зеленый маленький человечик; б) жук который стрекочит; в) кузнечик.

    31

    Улётка

    а) Это жук который улетает на зиму; б) гигантсткая улитка; в) перелетная птица.

    32

    Рассекомое

    а) Это насикомое с длиными ушами; б) носекомое с рассечененым хвостом; в) насекомое.

    33

    Комарад

    а) Это животное ест камаров; б) гигинтский комар; в) начальник комаров.

    34

    Стрекочик

    а) Это насикомое жёлтого цвета он прыгает; б) кузнечик который очень громко стрекочит; в) стрекозёл.

    35

    Сверкач

    а) Это насекомое очень любит стрекотать, прыгать; б) длинная палочка которая на конце светится; в) сверкающий жук.

     

            В данных детьми-информантами объяснениях-толкованиях преобладают дефиниции, выявляющие внутреннюю форму номинации. Дети пытались найти рациональное объяснение тому или иному новообразованию. При этом ими явно осознавались слова-прототипы, послужившие базой для окказиональной трансформы (см. пирожук, например). Слова с "пустым" лексическим значением переосмысливаются либо по принципу ложной этимологии (мориц, гербицид), либо по ассоциативному созвучию с другими словами (локомот). В описании детьми-информантами окказиональных наименований проявляется стремление ребенка "найти в звуковом образе слова буквальное отражение каких-либо свойств предмета". Как нам представляется, данный эксперимент иллюстрирует возможность понимания окказиональных образований вне контекста.
            Разнообразие толкований, предложенных детьми, не случайно. Многозначность намеренно заложена в словах такого типа.

    Категория: Теория и методика преподавания английского языка | Добавил: Admin
    Просмотров: 4806 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Билл Клинтон стал тестем
    Floccinaucinihilipilification
    АНГЛИЙСКИЙ ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ

    love for life 
    ЕГЭ по химии 2010 (Демонстрационный вари... 
    Pushkin and Our Time 

    Английский язык для школьников №2
    Английский язык для школьников №11
    Поздравление к Новому Году на Английском...

    «Праздник на уроке» 
    Классификации научного знания. 
    FVords 1.11.22 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz