Окказиональное
слово может по-новому называть как известные предметы или явления, так и
обозначать вымышленную реалию. В поэзии А.Левина очень много окказиональных
слов, связанных с созданием персонажей и реалий вымышленного, фантастического
мира. Сюда можно отнести авторские слова, образованные способом креации
(например, Услустамк, Остравадр, Мурылик), гибридные слова (Комарамуха,
муравоин, мерзайцы). Автором создаются не только новые гибридные
наименования, но и переосмысливаются (персонифицируются) узуальные лексемы,
имеющие конкретную предметную отнесенность (аккумулятор, лампочка, Минфин,
ХБ-ПШ и др.):
Пролетала батарейка,
вяло крыльями махала
и за провод зацепилась,
и запуталась в сети.
<…>
Шёл простой аккумулятор
на обычную работу,
он с утра зарядку сделал,
ему было хорошо…
Поэтом
создается "целый мир со своими законами природы, со своим животным миром,
по-своему логичный и живой".
Ироничное использование
официозных аббревиатур в качестве вымышленных фамилий персонифицированных
"жителей" стихотворных текстов выводит их на уровень басенных
персонажей ("Острые басни", с.158-162). Аббревиатуры
персонифицируются:
Однажды Мпс, Рк и Цска
взялись построить баню для Минфина.
Но Госстандарт семь лет тянул резину,
им не давая дров и молотка. Минфин их ждал-пождал,
да так и не дождался
и от такой тоски
скончался.
Мораль проста: уж коли ты Минфин,
купайся дома, экономь бензин!
Использование
аббревиатур в поэтических текстах, подчеркивая их распространенность в языке,
служит средством экспрессии - "аббревиатуры представлены сейчас не только
в газетах, но и во всех без исключения стилях и жанрах современного русского
литературного языка"Компрессивная функция аббревиатур в языке пародийно обыгрывается в следующем
тексте:
ХБ-ПШ, ПМ ходили
то ПХЗ, то ОЗК
у КППГАЗ-ВАЗ катались ВДНХ и ЦПК
от КПП в ПК гуляли КВ, Н5ОНС2 в ЦДКЖ ДК проснулись
кругом помятая трава
Создание
более кратких, чем в языке номинаций, подходящих к стихотворному размеру (4-х
стопный ямб), служат с одной стороны актуализации данного способа
словообразования в языке, а с другой средством иронии, так как в данном случае
эти аббревиатуры не используются в своем прямом назначении (компрессивный
способ номинации). "В языке прошлого подобные слова были сугубо
серьезными, официальными. В последние годы наметилась тенденция
использовать этот тип аббревиации для порождения сниженных номинаций, несущих
заряд насмешки…".
Отдельный пласт новообразований
А.Левина составляют названия живых существ в первой части сборника, названной
"Биомеханика". В 36 текстах сборника насчитывается свыше 100 наименований
выдуманных автором насекомых и зверей. В рамках данной работы проанализировать
все номинации не представляется возможным. Это может послужить материалом
отдельной работы.
Используя новообразования,
взятые из нескольких текстов "Биомеханики", мы провели эксперимент по
выявлению семантики слов-номинаций во 2-м классе средней общеобразовательной
школы. Окказиональные образования представляют собой: а) слова-гибриды (комарабли,
паукабель), созданные путем контаминации (слияние, скрещивание слов или
частей слов в одно неразложимое целое); б) новообразования с затемненной
внутренней формой (Мориц, Остравадр, Услустамк); в) узуальные лексемы с
окказиональным семантическим наполнением (гербицид, пестицид). В
эксперименте принимали участие дети 8-10 лет. В задачи испытуемых входило дать
объяснение номинациям, приведенным в таблице, дать характеристику по типу
"добрый / злой", "большой / маленький". Слова предъявлялись
изолированно, т.е. вне контекста стихов А.Левина.
Названия живых существ
извлечены нами из следующих текстов:
Для иллюстрации
функционирования слов-номинаций в контексте ниже мы приводим фрагменты
некоторых текстов:
Хомо-сцапиенс зелёный
под кустом сидит зелёным
и какого-либо хому
ожидает на обед.
Расставив
ноги широко,
стоит, набычась, локомот,
густая тёплая вода
по лбу его течет.
Комарамуха любила,
голову свою теряла,
не любил ее жестокий
ухожор и гербицид.
Пошёл
ушастый Услустамк
однажды на базар.
За ним зубастый Остравадр
отправился тайком.
Все куда-то подевались,
всякие зверюшки.
Все куда-то превратились. Вымерли, наверно. Муравоин кропотливый, гусельница-дева,
<…>
жук-ползук с морским отливом, тучный комарджоба
В
таблице 1 приведены сводные данные (фрагмент), полученные в результате
эксперимента. Объяснения, данные разными детьми, сведены в рубрике
"Объяснение" для наглядного сопоставления разных толкований и
записаны через точку с запятой. В таблице представлены ответы, полученные от 3
информантов. Орфография источников сохранена.
Таблица 1
Название
Объяснение
1
Хомо-сцапиенс
а) Это животное которое всё
хапает и цапает; б) хомяк который всех цапает; в) медведь.
2
Комарабли
а) Это муха скрещоная с
камаром зелёнова цвета; б) маленький комар похожий на корабль; в) комар очень
маленький особенный.
3
Паукабель
а) Это паук красного цвета;
б) паук поядавший мебель; в) собака бывает только кабелем.
4
Мотылькобель
а) Это мотылёк без крыльев;
б) матылёк играющий на скрике; в) мотылёк – белый.
5
*Порхахаль
а) Это насикомое которое
поедает людей крыльями; б) порхающая ракетохвостая калибри; в) бабочка.
6
Мухаил
а) Это липучая муха; б)
муха купалась в иле; в) насекомое похожее на шмеля.
7
Комарамуха
а) Это самка из семейства
камарьих; б) комар который вырос с мухой; в) комар похожий на муху.
8
*Гербицид
а) Это насикомое у которога
10 ног 5 глаз 2 рога 1 хвост; б) горбатое растение; в) цветок похожий на
гвоздику.
9
*Пестицид
а) Это насикомое которое
болеет пестицыдом; б) растение похожее на пестолет; в) попугай – пестрый.
10
*Секомое
а) Это насикомое которое
ест насикомых; б) слон без хобата; в) вид насекомых.
11
Локомот
а) Это животное толстое ест
корни деревьев; б) бегемот с кошачей головой; в) кот (который пьёт только
молоко).
12
Поюны
а) Это жук который поёт
днём и ночью; б) поющие птицы с клювом как у буратино; в) птица похожая на
воробьёв.
13
Пирожук
а) Это жук который ест
пироженое; б) жук который любит пирожки; в) жук который пытается найти
вкусную еду.
14
Скитайцы
а) Это китайцы дикии; б)
скитающиеся зайцы с длинными хвостами; в) птицы похожие на голубей.
а) Это лиса которая всегда
злица; б) коза без задней ноги и рогов; в) лиса необыкновенной раскраски.
17
Гримаха
а) Это муха которая
гримируеца; б) змея которая гремит; в) рысь на конце хвоста тоже кисточка.
18
Зёл
а) Это зеленый зверь у него
6 рожек и 5 ножек; б) козёл с длинными ушами (на 1 км); в) кабан вес которого
84 килограмма.
19
Остравадр
а) Этот зверь любит
острава; б) живой остров; в) травоядное животное похожее на динозавра.
20
Услустамк
а) Это король насикомых он
очень любит сладкое; б) Кинконг – большая обезьяна; в) паук коричнего цвета.
21
Хасилипа
а) Это дочь караля она
краснова цвета; б) хорошая липа которая всем улыбается; в) дерево похоже на
липу.
22
Листапуха
а) Это насекомое ест листья
капусты; б) лиственное растение у которого пухлые листья; в) дерево у
которого вместо листьев пух.
23
Потамы
а) Это слонопотамы с
щерстью; б) очень большие носороги; в) гипопотамы.
24
Мухалица
а) Это муха без лица, но у
нее 8 глаз 6 рук 2 ноги; б) муха с лицом человека; в) муха – жёлтая.
25
Мерзайцы
а) Это плохие зайцы; б)
некрасивые зайцы с ушами как у курицы; в) зайцы мерзавцы.
26
*Мухохоль
а) Это муха у которой
хохолок на голаве; б) моль которая поедает мух; в) личинка мухи.
27
Муравоин
а) Это муха войн у нее 3
руки 5 глаз 6 ног; б) муровиный войн; в) вожак муравьёв.
28
Паукатор
а) Это паук у которога есть
пропелер; б) паук похожий на батарейку. Которая все время работает; в) паук.
29
Комарджоба
а) Это чудовеще синего
цвета 6 ног 3 глаза 2 руки; б) комар который поедает жаб; в) вид комаров.
30
Стрекотун
а) Это зеленый маленький
человечик; б) жук который стрекочит; в) кузнечик.
31
Улётка
а) Это жук который улетает
на зиму; б) гигантсткая улитка; в) перелетная птица.
32
Рассекомое
а) Это насикомое с длиными
ушами; б) носекомое с рассечененым хвостом; в) насекомое.
33
Комарад
а) Это животное ест
камаров; б) гигинтский комар; в) начальник комаров.
34
Стрекочик
а) Это насикомое жёлтого
цвета он прыгает; б) кузнечик который очень громко стрекочит; в) стрекозёл.
35
Сверкач
а) Это насекомое очень
любит стрекотать, прыгать; б) длинная палочка которая на конце светится; в)
сверкающий жук.
В
данных детьми-информантами объяснениях-толкованиях преобладают дефиниции, выявляющие
внутреннюю форму номинации. Дети пытались найти рациональное объяснение тому
или иному новообразованию. При этом ими явно осознавались слова-прототипы,
послужившие базой для окказиональной трансформы (см. пирожук, например).
Слова с "пустым" лексическим значением переосмысливаются либо по
принципу ложной этимологии (мориц, гербицид), либо по ассоциативному
созвучию с другими словами (локомот). В описании детьми-информантами
окказиональных наименований проявляется стремление ребенка "найти в звуковом
образе слова буквальное отражение каких-либо свойств предмета". Как
нам представляется, данный эксперимент иллюстрирует возможность понимания
окказиональных образований вне контекста.
Разнообразие толкований,
предложенных детьми, не случайно. Многозначность намеренно заложена в словах
такого типа.