Психологические аспекты компьютеризации образования
Разработка информационно-компьютерных технологий и
распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование.
Можно указать наиболее важные области применения в образовании
информационно-компьютерных технологий:
1.
Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных
учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях,
средства связи, мониторинг образования и т.п.).
2.Информатика и вычислительная техника как цель
обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных
технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному
обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе
обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников средних школ).
3.
Компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное
направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее
интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется сейчас
интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. Компьютерная техника
выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей
информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие
текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию). Носителем этой информации
может быть жесткий диск компьютера, компакт-диски или информационные сети как
локальные, так и всемирные.
Педагогической
реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные
программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие
разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности
обучающегося субъекта. Программы могут работать в рамках сети Интернет,
расширяя возможности обучения для ребенка. Их предметное содержание весьма
широко: от обучения работы с компьютером до таких школьных предметов, как
физика, история, биология, черчение, иностранный язык.
С
внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть
дистанционного образования. Если раньше таковое обеспечивалось рассылкой
учебников и заданий, а потом их проверкой, то сейчас дистанционное обучение может
осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в
обучении лиц, доступ которых к образованию по ряду причин ограничен. Это
относится и к детям, имеющим ограничения в образовании по состоянию здоровья
(заболевания опорно-двигательного аппарата, сниженная функция органов чувств и
т.п.).
Компьютер
выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности
оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и
умения ученика в данной предметной области, а не его послушность,
привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в
оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому
без колебаний поставит заслуженную оценку.
Внедрение
информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных
психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества
учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным
успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:
-
повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С
использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность
для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации,
накопление, обмен и тиражирование ее;
-
использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это
связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование
игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность
компьютеров для детей;
-компьютер дает возможность повысить
самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия
педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки
правильности их выполнения;
-повышаются возможности индивидуализации
обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа
предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей,
выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика,
текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.
Связь
психологических исследований с разработками в области
информационно-компьютерных технологий (ИКТ) возникла задолго до появления
компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший
основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно
сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это
привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного
обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти
работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям.
Показательной в этом отношении является книга «Вычислительные машины и
мышление» под редакцией Э. Фельгейбаума и Дж. Фельдмана, изданная в 1963 г. и
через четыре года переведенная на русский язык. Она посвящена проблеме
«искусственного разума» и содержит библиографическое описание более 1200
источников.
В
настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических
исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в
образовании [2], [3], [4].
К
сожалению, компьютеризация образования, в особенности применение компьютеров в
школе, встречается с проблемами, имеющими с психологией весьма отдаленную
связь: материальные и организационные проблемы, плохая материальная
обеспеченность школ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно
использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем
компьютеризации школьного образования относят объективные и субъективные. К
первым относят прежде всего материально-технические проблемы (мало компьютеров
в школе, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение).
Спорить
с этим трудно - исследование, проводившееся в рамках проекта SITES [6], подтвердило слабость материальной базы российских
школ. Однако большая часть школ располагает компьютерной техникой, пригодной
для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Определенные надежды рождает и
принятая федеральная программа компьютеризации школ, в соответствии с которой в
2001 г. будут оснащаться компьютерами сельские школы, на следующий год -
городские, а еще через год - ПТУ.
Программное
обеспечение, на которое часто жалуются учителя, тоже в последнее время
разрабатывается достаточно интенсивно. Есть ряд фирм, ведущих активные
разработки данного программного продукта. Например, фирма «1C» выпускает серию
компакт-дисков «Репетитор», содержащих, как говорится в анонсе, «полный курс
средней школы: учебник, задачник, справочник» по русскому языку, физике, химии
и другим предметам.
Такие
факты позволяют говорить о том, что на первый план выходит уже другая проблема:
обеспечение учителя-предметника информацией о новом программном продукте по
предмету. Серьезной организационно-методической проблемой становится поиск,
содержательная и методическая оценка учителем такого программного продукта, а
это предъявляет повышенные требования к технической оснащенности, программной
информированности и компьютерной грамотности учителя. Большую помощь педагогу в
решении вопроса информированности может оказать журнал «Компьютер в школе», в
котором содержатся сведения рекламного характера об услугах на рынке
обеспечения школ компьютерной техникой и программным обеспечением, а также
публикуются материалы по методике использования информационно-компьютерных
технологий в педагогическом процессе, учителя делятся опытом использования
компьютеров в решении различных педагогических задач.
К
субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный
процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по
внедрению компьютеров в образование. Нежелание учителей работать с компьютерами
может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров
(компьютерофобии) [1], невысокого уровня мотивации к профессиональной
деятельности в целом и других условий. Зачастую конфигурация домашнего
компьютера ученика оказывается лучше школьного, а компьютерная подготовка
школьника - выше подготовки обычного учителя-предметника (не учителя
информатики). Некоторые учителя оценивают такую ситуацию как угрожающую его
профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебном процессе.
В
силу разной подготовки учеников и разной технической оснащенности дома
затруднено использование персонального компьютера для внешкольной работы,
иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.
Использование
информационно-компьютерных технологий в работе со школьниками предполагает их
знакомство с компьютером, что требует много времени, в том числе и машинного.
До сих пор нередки случаи, когда подготовка школьников на уроках информатики
состоит не в формировании пользовательских навыков, а в знакомстве с
устройством ПК, языками программирования, составлении примитивных,
бессмысленных программ и т.п.
Мы
называли основные достижения компьютеризации в образовании. Они действительно
велики, а открывающиеся перспективы еще более обнадеживающи. Вместе с тем
практически каждое из этих достижений влечет за собой шлейф психологических
проблем и может предстать перед психологом своей теневой стороной. Например,
педагоги встречаются с нежелательным использованием доступности информации.
Часто школьник, который должен написать какой-то реферат или сочинение, находит
готовую работу в информационной сети или на компакт-дисках. Обучающий эффект от
такого использования компьютеров оказывается нулевым, а воспитательный -
отрицательным.
Одно
из таких последствий связано с мотивационным обеспечением работы с ПК.
Психологи обычно выделяют две главные проблемы, связанные с чрезмерным
увлечением ИКТ: компьютерные игры и интернет-зависимость.
Чрезмерное
стремление человека находиться в сети Интернет, общаться с ее помощью с другими
людьми (интернет-зависимость) [8] представляет еще одну важную проблему
компьютерной гипермотивированности. Однако подобная проблема не стоит перед
школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения
интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для
школьника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации,
подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией
в сети и т.д. Обычно эта проблема, если она возникает, встречается в старших
классах.
Исследования
позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения,
произвольно регулируемой анонимностью (человек дает о себе лишь ту информацию,
которую считает нужной), свободой от принятых стереотипов обычного
непосредственного общения, а лица, проводящие в сети много времени,
характеризуются повышенной деловой направленностью, повышенной потребностью в
общении, повышенной внушаемостью и рядом иных особенностей, присущих
инструментальным ценностям личности.
О
боязни компьютеров (компьютерофобии) мы уже говорили. Одним из способов борьбы
с ней является введение игровых компонентов в обучающий процесс. В
психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует
определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных
психических качеств и т.д. Игра обладает огромным мотивационным потенциалом, а
компьютерная игра в силу многомодальности содержащейся информации и возможности
воздействовать на события и героев в реальном масштабе времени создает эффект
присутствия, добавим к этому широкий выбор игр по типу, сюжету, действующим
лицам, и мы поймем, насколько притягательным для ребенка по сравнению с
повседневной жизнью покажутся приключения в выдуманной компьютерной стране [5,
7].
Привлекательность
игровых компьютерных программ приводит к чрезмерному увлечению компьютерными
играми, что может иметь достаточно серьезные последствия для ребенка; сдвиг
мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на
виртуальную деятельность (пройти тот или иной этап в игре, победить того или
иного героя и т.д.). Ребенок в таких случаях просиживает много времени за
компьютером, меньше внимания уделяет учебе, успеваемость его снижается, он
ведет малоактивный образ жизни, общение с друзьями становится редким.
Влияние работы с компьютером,
в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не
ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная
сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка.
В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера
на развитие психических особенностей ребенка [1, 3, 4, 5]. Это объясняется
местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с
компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных
данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все
основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление,
воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные
качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы
невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание
развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на
психолого-педагогические особенности их использования.