Аудирование
В задании на выбор из 3 вариантов ответа (True/False/Not stated) особые затруднения у экзаменуемых вызывают вопросы с опцией «в тексте не сказано». Задание имеет следующий формат: дается некое связанное со звучащим текстом утверждение и предлагается выбрать ответ из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». В инструкции к заданию подчеркивается, что формулировка «в тексте не сказано» означает, что «на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа». Тем не менее, типичная ошибка экзаменуемых — попытка дать положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний. Кроме того, типичными ошибками, которые экзаменуемые допускали в заданиях с выбором ответа, являются следующие: экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах; экзаменуемые выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.
Рекомендации для учащихся по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий
1. При развитии навыка «Аудирование» в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку, используйте те же типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты или короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику. Для аудирования с извлечением необходимой информации: рекламные или другие объявления, бытовые диалоги, короткие интервью. Для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения или выступления, имеющие научно-популярную тематику. 2. Перед началом экзамена внимательно читайте инструкцию и извлекайте из неё всю полезную информацию. Внимательное чтение формулировки заданий позволит вам быстро ориентироваться в теме аудиотекста. 3. Одно из важнейших умений, которым вам необходимо овладеть для экзамена — это способность выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать к этим словам соответствующие синонимы. Например, аудирование с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать в себе умение концентрироваться в тексте на ключевых словах и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. Если от вас требуется извлечь запрашиваемую информацию, учитесь концентрировать своё внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. 4. Давайте ответы во время звучания аудиозаписи. Используйте 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов. 5. Запомните: выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного текста должен быть основан только на той информации, которая в тексте звучит, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу. 6. Внимательно изучите инструкцию по переносу ответов в специальный бланк и ознакомьтесь с образцами написания букв и цифр. Потренируйтесь на демонстрационных вариантах ЕГЭ переносить ответы в специальный бланк.
Чтение
Год за годом характер типичных ошибок выпускников практически не изменяется — экзаменуемые неверно заполняют бланк ответов: заносят в него лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции; неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста; пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова; стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста; выбирают ответ в задании В3, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы.
Рекомендации для учащихся по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий
1. При развитии навыка «Чтение» в рамках подготовки к ЕГЭ по английскому языку, используйте те же типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители; Для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты. Для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности. 2. Всегда внимательно читайте инструкцию к выполнению задания и извлекайте из неё максимум информации. Инструкция к выполнению задания, прежде всего, ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной задачи, т.е. на определенный вид чтения: ознакомительное (понимание общего содержания текста); поисковое (понимание запрашиваемой информации); изучающее (полное понимание текста). Разные виды чтения требуют разных стратегий, разных умений. Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому не стремитесь понимать (и тем более переводить) каждое слово в тексте. В заданиях на соответствие нужно уделять внимание списку тем (рубрик, заголовков), которые предшествуют собственно текстам. Находите ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания. Если вы не знаете точно значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания. Если по заданию требуется понять тему или основную идею текста, с особым вниманием читайте первый и последний абзацы, где обычно заключена тема или идея. Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется. При обучении ознакомительному (как и поисковому) чтению следует ограничивать время выполнения заданий. 3. Не паникуйте, если в тексте много незнакомых слов. 4. Даже если у вас нет абсолютной уверенности в правильности ответа, не оставляйте экзаменационные вопросы вообще без ответов. 5. При тренировке умения понимать структурно-логические связи в тексте (задание В3) целесообразно помнить о следующем: Этот вид чтения также не предполагает полного понимания всего текста, поэтому не нужно стремиться понимать (и тем более переводить) каждое слово в тексте. Выполнение задания следует начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски. Сконцентрируйтесь именно на этом списке, подбирая для каждой единицы соответствующий контекст (либо можно идти от текста, подбирая фразу для заполнения пропуска). Возможны оба эти пути. Важно понимать, что фактически это задание на понимание запрашиваемой информации и необходимо сосредоточить внимание на поиске только этой информации.
Грамматика и лексика
Наиболее трудными для учащихся остаются видовременные личные формы глаголов: многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 2-ю и 3-ю форму и неверно образуют формы страдательного залога, даже если они сумели правильно определить необходимость именно этой формы в данном контексте. Некоторые ошибки были связаны с незнанием форм неправильных глаголов: вместо требуемой формы экзаменуемые образовывали глагольную форму по правилу образования для правильных глаголов с окончанием –ed (breaked вместо broke, feeled вместо felt, sleeped вместо slept и т.п.). Наибольшую трудность для учащихся представляет форма страдательного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой также является использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited), что может свидетельствовать: о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось действию; о непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов. Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present Continuous Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда экзаменуемые вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ую (was wrote вместо was written). Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в использовании глагола to be для образования видовременных форм группы Continuous и даже в простейшем случае его использования в качестве глагола-связки в составном именном сказуемом. Использование неличных форм глагола (given, giving) вместо соответствующих личных форм активного и страдательного залогов говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана соответствующая форма сказуемого. Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания. Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect. Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих видовременных форм и недостаточной сформированностью навыков их употребления. Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым. В отношении употребления неличных форм глагола большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке. С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий экзаменуемые справились более успешно. Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение пропуска опорным словом без изменения (attentive вместо more attentive), что противоречит инструкции к выполнению задания. Типичные словообразовательные ошибки: наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-; образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или protectly); заполнение пропуска опорным словом без изменения его; употребление несуществующих слов (difficultness вместо difficulty, scientifics вместо scientists); вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest); использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest); неправильное написание слов (valueable, importent).
Рекомендации для учащихся по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий
Для подготовки к лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку придётся «прорешать» не один учебник английской грамматики и сборник упражнений. При обучении временам глагола обращайте больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом. Вы должны совершенно чётко представлять, для чего употребляется то или иное время глагола, какие действия оно обозначает, как образовывается. Чем больше тренировочных заданий по каждому времени вы выполните, тем лучше вы будете в этих временах разбираться. Выбирайте также такие упражнения, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола в зависимости от подлежащего в предложении. Особое внимание уделяйте формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов. Разберитесь с правилами согласования времен — здесь тоже определяющую роль играет практика. Не забывайте, что неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что экзаменуемый получает за тестовый вопрос 0. Так что все формы неправильных глаголов и много другое придётся учить наизусть! Неукоснительно следуйте инструкции к заданию. Если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом. Внимательного читайте весь текст перед началом выполнения задания, это облегчит вам выбор необходимого языкового материала. Прежде чем заполнить пропуск или выбрать одно пропущенное слово из нескольких, вдумайтесь в общий смысл предложения Не забывайте, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу. Не оставляйте вопросы без ответа вообще – попробуйте в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным. Пишите четко и аккуратно.
|