Я смогла убедиться, насколько эффективно малыши усваивают иностранный язык, на собственной дочери, когда ей было 3 года. Это, конечно, ужасно непедагогично, — экспериментировать на собственном ребенке, но я сама не ожидала, что так получится. У нас вообще англоязычная семья. В смысле — я и мои родители — преподаватели английского. Когда в семье маленький ребенок, то иногда хочется, чтобы не все, что говоришь, доходило до его любопытных ушей. Поэтому когда мы хотели посекретничать, то говорили при ней по-английски. Например, мы не говорили при ней по-русски о наличии в доме колбасы — считали, что она вредна для ребенка (и до сих пор так считаем). Однажды придя домой из магазина, я сказала родителям: «I have bought some sausage. It is in the blue plastic bag.” Моя дочь деловито направилась к голубому пакету и сообщила: "I like sausage. You eat chicken." Подумала и добавила: "Much-much chicken. Don’t touch my sausage.” И дальше, не веря своему счастью, мы продолжили с ней разговор на английском языке. Она и раньше выдавала отдельные фразы, типа Don’t touch me, если ее начинали очень уж сильно тискать. Но мы думали, что она просто выучила их, не понимая полностью значения. Маленький ребенок еще не успел выработать инерцию своего родного языка. Поэтому чужой языковой строй у него не подвергается сравнению и анализу типа: «У нас-то по-русски все совсем не так, что же они, сволочи, напридумывали!» У некоторых это сравнение вызывает раздражение, что все не так, непривычно, и образуется психологический блок – неприятие чужого языка. За этим и кроется то, что учителя называют неспособностью к языкам. Такой барьер начинает устанавливаться годам к 5-6. Все, чему успеваешь научить ребенка до этого, падает на благодатную почву. Причем надо успеть научить не только словам. Слова легко учатся в любом возрасте, это не проблема. Неприятие вызывает сам строй языка, то есть способы соединения слов в связное предложение. Поэтому если ваш ребенок знает 20-30 отдельных английских слов, это не повод радоваться. Потому что это не означает, что он начал учить язык. Наши преподавали отлично знают возрастную психологию. Поэтому сразу учат малышей говорить фразами. Слова должны запоминаться в контексте , а не сами по себе. Еще один момент пользы изучения языка в раннем возрасте: это развивает у детишек воображение, мышление, творчество. Что греха таить, очень часто к нам приводят детей, по которым сразу видно, что родители либо мало занимались с ними, либо делали это неумело. Малыши, в основном, любят порассуждать, и этим надо пользоваться. В процессе изучения языка им приходится отвечать на вопросы, разыгрывать ролевые ситуации, играть в языковые игры. Поэтому мы с удовольствием видим, как наши малыши развиваются, становятся очень интересными и занятными маленькими человечками. Очень многие их высказывания хочется цитировать, и мы стараемся делать это на страничке «Родителям». Правда, тут есть один момент: эти высказывания – на английском языке. Поэтому есть вероятность, что родители не поймут и не смогут в полной мере оценить гениальность своих малышей. Обидно, правда? Поэтому учите английский, господа!
|