Существенным
для любой науки, любого научного исследования является вопрос о критериях
научностизнания– по
каким признакам выделяются научные знания из всей сферы знаний, включающей и
ненаучные формы знания. Разные авторы определяют разные критерии.
Здесь
мы приводим минимальный набор признаков научного знания, выделяемый
В.В. Ильиными
А.Т. Калинкиным[84]: истинность, интерсубъективность и
системность.
Истинность знания. Под истинностью знания понимается
соответствие его познаваемому предмету – всякое знание должно быть знанием
предметным, так как не может быть знания «ни о чем». Однако истинность свойственна
не только научному знанию. Она может быть свойственна и донаучным,
практически-обыденным знаниям, мнениям, догадкам и т.п. В гносеологии
различаются понятия «истина» и «знание». Понятие «истина» подразумевает
соответствие знания действительности, достоверность его содержания
безотносительно к познающему субъекту и существующего независимо от него в силу
своей объективности. Понятие знание выражает форму признания истины,
предполагающую наличие тех или иных оснований, в зависимости от достаточности
которых имеются различные формы признания истины: либо мнение, либо вера, либо практически-обыденное знание, либо научное знание.
Для
научного знания свойственно то, что не просто сообщается об истинности того или
иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истинно (например,
результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т.д.).
Поэтому в качестве признака, характеризующего истинность научного знания,
указывают на требование его достаточной обоснованности, в отличие от
недостаточной обоснованности истинности других модификаций знаний. Поэтому принцип
достаточного основания(в логикеон
называется «законом достаточного основания») является фундаментом всякой науки:
всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых
доказана. Его формулировка принадлежит Г. Лейбницу: «Все существующее имеет достаточное основание
для своего существования».
Интерсубъективность. Данный признак выражает свойство
общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания.
В отличие, например, от индивидуального мнения, характеризующегося необщезначимостью,
индивидуальностью. В этом случае между истиной научного знания и истинами
других его модификаций проводится следующее разграничение. Истины
практически-обыденного знания, истины веры и т.п. остаются «персональными», так
как относятся к таким формам знания, которые предполагают признание истины по
недостаточным на то основаниям. Что же касается истин научного знания, то они
универсальны, «безличны» и принадлежат к формам знания, базирующимся на
признании истины по объективно достаточным основаниям. Признак
интерсубъективности конкретизируется требованием воспроизводимостинаучного знания, то есть одинаковостью
результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же
объекта в одних и тех же условиях. Напротив, если знание не является
инвариантным для всякого познающего субъекта, оно не может претендовать на
научность, так как оно не обладает воспроизводимостью.