Среди
многих людей, далеких от научной деятельности, зачастую бытуют два противоположных
широко распространенных заблуждения. С одной стороны, в представлениях многих
наука – это нечто таинственное, загадочное, доступное лишь кучке избранных. Как
говорил К. Прутков: «Мудрость, подобно черепаховому супу, не
всякому доступна». С другой стороны, наблюдается и совершенно пренебрежительное
отношение к науке и ученым как к неким «книжным червям», которые «копаются там
в чем-то ненужном», а мы – практики – «делаем нужное дело».
Обе
эти точки зрения совершенно неправильны. Наука – это такая же область
профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая –
педагогическая, индустриальная и т.п. Единственное специфическое качество науки
заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности
используются знания, получаемые наукой, то наука – эта та область деятельности,
где основной целью является получение самого научного знания.
Наукаи
определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
В
узком смысле термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных
отраслей научного знания: наука «физика», «химия», «психология», «педагогика» и
т.д.
Наука
как феномен – явление чрезвычайно многоаспектное. В любом случае, говоря о
науке, необходимо иметь в виду, как минимум, три ее основных аспекта, в каждом
конкретном случае четко различая, о чем идет речь:
–
наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных
учреждений и структур научного обслуживания);
–
наука как результат (научные знания);
–
наука как процесс (научная деятельность).
Первые два из трех перечисленных аспектов мы рассмотрим
в данном разделе. Третий же – наука как процесс(научная
деятельность) – будет целиком относиться к методологии научного исследования,
чему посвящена следующая, вторая глава книги.