Основаниемназывается достаточное условие для чего-либо:
бытия, познания, мысли, деятельности [254].
Рассматривая
методологию как учение об организации деятельности, следуя за
Г.П. Щедровицким[186,С. 67], можно выделить следующие три основания современной методологии:
1. Философско-психологическая
теория деятельности [92, 215 и
др.].
2. Системный
анализ(системотехника) – учение о системе методов исследования или
проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных
для ликвидации проблем [192,С. 360].
3. Науковедение,
теория науки. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы
науковедения, как гносеология(теория познания) и семиотика(наука
о знаках).
Однако
этот кортеж (набор «векторов») системы
основанийбудет
неполон. Как известно, человеческая деятельность характеризуется пятью
инвариантами (инвариантными сторонами): ценностно-ориентировочная деятельность,
познавательная деятельность, преобразовательная деятельность, эстетическая и
коммуникативная деятельность (общение) [92 и др.]. Выделенный Г.П. Щедровицкимкортеж
охватывает лишь познавательную и преобразовательную деятельность, отчасти ценностно-ориентировочную.
Но при этом останутся как бы «за бортом» эстетическая деятельность и коммуникативная
деятельность. Поэтому необходимы еще два основания методологии:
4. Этикадеятельности.
5. Эстетикадеятельности.
Структура
изложения материала настоящей главы такова: в первом разделе рассматриваются
философско-психологические и системотехнические основания методологии, во
втором разделе – науковедческие основания, а в третьем – этические и
эстетические основания.
Г.П. Щедровицкийотносит еще к
основаниям методологии теорию мышления.
По мнению авторов данной книги,
теория мышления имеет отношение к методологии лишь в той мере, в какой мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д. выступают как теоретические методы деятельности (см. ниже).