Радикальные преобразования в государственно-политическом устройстве и социально-экономических отношениях России вызвали необходимость реформы российской высшей школы, которая в качестве основных имеет следующие направления:
- многообразие образовательных и профессиональных программ, которое реализуется через многоуровневую структуру образования;
- обеспечение качества и преемственности образования посредством введения образовательных стандартов, определяющих минимальный объем
- знаний, освоение которого свидетельствует о получении образования того или иного уровня;
- расширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющей как основы целостного и системного восприятия мира.
О концепции реформы высшей школы России говорилось и писалось много: ее одобряли, она подвергалась критике. В данной статье хотелось бы остановиться на том, как проводимая реформа высшего образования помогает становлению и развитию современных классических университетов, каким является Бурятский государственный университет (БГУ), созданный в 1995 году на базе слияния двух учебных заведений, имевших свою славную историю и немалые достижения: Бурятского государственного педагогического института и филиала Новосибирского государственного университета в г.Улан-Удэ.
"Фундаментальное целостное естественнонаучное и гуманитарное университетское образование, призванное сыграть ключевую роль в формировании личности и в обеспечении устойчивого развития общества, должно рассматриваться в качестве самостоятельной и важнейшей области интеллектуальной деятельности" (Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО, 1994г.)
Основу такой фундаментальности должны составить как фундаментальность в науке, так и фундаментальность в образовании. С одной стороны, образование должно быть непосредственно встроено в научные исследования, с другой, научные исследования должны стать основой как создания фундаментальных учебных курсов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, так и их согласования для достижения нового качества образованности и личности, и общества.
БГУ имеет тесные связи с научно-исследовательскими институтами Бурятского научного центра, Сибирского отделения Российской Академии наук, и тем самым дает возможность своим студентам работать рядом с ведущими учеными Бурятии и России. Студенты становятся соавторами научных исследований, открытий, что является важным условием формирования личности, не только владеющей знаниями, но и способной к теоретическому и критическому мышлению, к решению важных научных проблем.
Новая образовательная парадигма ставит необходимость включения цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование, и цикла гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование.
Именно в этом направлении идет пересмотр учебных планов и программ всех 25 специальностей, по которым ведется подготовка в БГУ. Здесь учитываются не только обязательные компоненты государственного образовательного стандарта, но и региональный компонент, что является важным в таком многонациональном субъекте Российской Федерации, как Республика Бурятия, имеющая свои научные школы, немалые научные достижения, известные всему миру.
Анализ состояния и перспективы социально-экономического развития региона является основой для увеличения перечня специальностей в БГУ, а также для формирования требований по качеству подготовки специалистов региона. В БГУ понимают, что реально социально защищенным может быть лишь человек, получивший широкое фундаментальное образование, которое дает ему способность гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка.
Для студента современного университета важно понимание и принятие принципа "образование через всю жизнь". А обеспечить это может хорошо поставленная самостоятельная работа студента, формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями в течение всей жизни, умение и навыки самообразования. Кафедры и факультеты БГУ много работают над созданием методических рекомендаций и пособий по организации, совершенствованию и контролю самостоятельной работы студентов, и нужно отметить, что есть очень интересный опыт работы, приносящий хорошие результаты и удовлетворение как студентам, так и их наставникам.
Фундаментальность образования, развитие самостоятельности и творческого подхода к образованию предъявляют требования к его содержанию и структуре. Формирование целостного, энциклопедического взгляда на современный мир и место человека в этом мире, преодоление предметной разобщенности и изолированности возможно за счет создания новых дисциплинарных и междисциплинарных курсов, способных объединить педагогов и ученых, представителей естественнонаучных и гуманитарных наук.
В БГУ над этим активно работают не только кафедры и факультеты, но и созданные новые структурные подразделения: Институт педагогического образования, Институт экологии, Институт востоковедения, которые успешно сочетают как учебные, так и научно-исследовательские функции, объединяя работу нескольких кафедр и факультетов.
Осуществляя преобразования в БГУ, мы надеемся, что реформирование системы высшего образования России решит проблему академической мобильности и международного признания документов об образовании, выданных российскими университетами, что выпускники БГУ будут гордиться тем, что они получили диплом Бурятского государственного университета. |