После года у малышей значительно расширяется пассивный словарь, увеличивается количество произносимых слов. К двум годам в речи появляются простые предложения, а в три года ребенок говорит фразами. Но бывает так, что малыш, обладая достаточным для его возраста словарным запасом, затрудняется в произношении слов, недоговаривает окончания, речь его скомкана, будто „каша во рту». Это связано с недоразвитием мышц артикуляционного аппарата, их слабостью или недостаточной подвижностью.
Упражнения артикуляционной гимнастики делайте каждый день по 5-10 минут перед зеркалом. Это поможет укрепить мышцы и справиться с „непослушными» звуками. Перед началом каждого упражнения попросите малыша улыбнуться и широко открыть ротик. Упражнения выполняйте не менее 10 раз. А чтобы крохе не было скучно, расскажите ему сказку о Веселом Язычке. Показывайте малышу, что делал Язычок, пусть повторяет. Жил-был Веселый Язычок (улыбнитесь и высуньте язык как можно дальше). Утром рано он вставал, делал зарядку (коснитесь языком уголков рта, затем дотянитесь до носа и до подбородка), чистил зубы (проводите язычком вправо-влево по верхним и нижним зубам), причесывался (зубки сожмите, просуньте язычок между ними вперед и назад). Затем он выходил на свое крылечко полежать на солнышке (удерживайте язык неподвижно на нижней губе под счет до десяти). Потом садился на лошадку (цокайте, с силой прижимая язык к нёбу), ехал в гости к киске. Киска выгибает спинку (надо упереться кончиком языка в нижние зубы с внутренней стороны, выгнув язык „горкой»). У киски пили чай с вареньем (облизните верхнюю губу сверху вниз), пекли блинчики (просуньте язык между губами и пошлепайте им: „пя-пя-пя») и катались на качелях (язык попеременно поднимайте к верхней и опускайте к нижней губе). Наступил вечер. Язычок снова сел на лошадку и поехал домой. Он останавливал лошадку вот так (с силой выдувайте воздух на сомкнутые губы „тпр-ру»). Малышу с прерывистым типом дыхания не хватает сил произнести длинное слово, фразу. Поэтому он и „глотает» окончания слов. Поиграйте в веселые игры на тренировку дыхания. ¦„Кораблики»
Налейте в таз воды и устройте соревнования — чей бумажный кораблик быстрее достигнет противоположного берега. Для этого надо лишь глубоко вдохнуть и плавно подуть на кораблик, вытянув губы „трубочкой». Можно дуть и на шарики.
¦„Задуй свечу»
Зажгите свечу и постарайтесь дуть на неё так,чтобы пламя не погасло. Повторять несколько раз. ¦„Футбол» Соорудите ворота и с помощью плавного выдоха загоните в них ватный шарик. ¦„Что звучит?» Покажите ребенку, как звучат колокольчик, дудка, бубен, барабан, пищалка. Спрячьте их за ширму. Попросите малыша угадать, какой предмет звучит. „Песенка звука» Изобразите, как жужжит пчела („ж-ж-ж»), шумит ветер („ш-ш-ш»), гудит паровоз („у-у-у»). А потом попросите ребенка хлопнуть в ладошки, когда он услышит песенку пчелы или паровозика, шум ветра.
|