Скажи, пожалуйста, как шумит ветерок в листьях деревьев?— «Шшшш!..» — А как жужжит пчела?— «Жжж...» Затем научил медленному и растянутому проговари-ванию слов вроде «дууууб», «мммааамммааа». Иногда давал тебе задачи: я говорил предложение или слово неестественно растянуто и медленно, и ты должен был догадаться, что я сказал. Потом я дал тебе фишки — маленькие квадратики из картона — и предложил «написать» слово: проговорить какое-нибудь слово медленно, выделить в нем последо-вательные звуки и для обозначения каждого из них положить фишку. Этот прием, разработанный советским психологом Д. Б. Элькониным, помог тебе усвоить способ звукового анализа и «написания» слов. Одновременно ты научился узнавать все звуки грузинского языка. Считать до десяти не составило для тебя большого труда. Но вот пре-одолеть так называемые феномены Пиаже ты затруднялся. По моему заданию ты пересчитывал десять фишек и клал слева, столько же — справа. И справа, и слева фишки лежали кучками. — Сколько здесь фишек? — Десять. — А здесь? — Десять. — Где больше фишек, тут или там? — Нигде, они равны. Пока все правильно. Тогда я раскладывал кучку фишек справа, фишки слева оставались в прежнем положении. — Скажи, пожалуйста, где теперь больше фишек, здесь или там? Ты не задумываясь отвечал: — Здесь! — И указывал на разложенные фишки. Было достаточно собрать их опять в кучку, и ты говорил, что теперь фишки опять равны. • А вот другой опыт. Я брал два стакана, один из них был низким и широким, другой — тонким и высоким. Наполнял низкий. — Смотри, теперь я эту воду перелью в этот стакан! — переливал. Естественно, в тонком стакане вода поднималась выше. — В каком стакане было больше воды: в широком или в этом тонком? Опять не задумываясь, ты говорил, что воды становится больше в тонком. Скажу еще об одном опыте. — Вот шарик из пластилина. Смотри, из этого шарика я сделаю лепешку. Скажи, пожалуйста, когда было больше пластилина, когда он был шариком или когда он пре-вратился в лепешку? — Когда превратился в лепешку... Повторение этих опытов в разных вариантах, рассмотрение результатов с разных точек зрения в конце концов привело тебя к пониманию того, что количество фишек не может меняться в зависимости от того, расположены они врозь или кучкой. Я ценил такие задачи прежде всего потому, что они заставляли тебя мыслить, наблюдать, замечать, связывать, выделять. Развитие этого умения в ребенке, готовящемся пойти в школу, мне кажется куда важнее, чем развитие умения считать пусть даже до миллиона. Ты встал рано утром и разбудил всех дома. Идти до школы минут пять. Но тебе не терпится. Бабушка нарядила тебя. Дала тебе букет цветов для учительницы. И мы все направились к школе. В школьном дворе много детей и родителей. Проводится митинг. Затем раздается первый звонок, и дети, оживленные, входят в школьное здание. В школу родителей не пускают. Ты входишь в школу вместе с ребятами, большими и маленькими, вместе со своей первой учительницей. И начинается твоя школьная жизнь. Она будет длиться две тысячи дней, Как ты примешь школьную жизнь? Будешь «отбывать» ее или радоваться ей?
|