ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 26.04.2024, 14:22

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Две жизни – две судьбы (к истории одного письма)

    Хочу рассказать вам о том, как один из вятских уроженцев, Павел Александрович Садырин, почти сто лет назад встречался с другим вятчанином Фёдором Ивановичем Шаляпиным, а потом написал ему небольшое письмо, но весьма интересное. И они, как мне видится сегодня, поняли друг друга. А происходило это всё в Москве в 1908 г.

    Какие обстоятельства обусловили взаимопонимание? Оно наступает, происходит, думается, только тогда, когда между людьми есть что-то общее: то ли в судьбах или взглядах на жизнь, то ли в мыслях по поводу общественного, государственного устройства родной страны или в заботах о её развитии. А, может быть, просто оттого, что люди симпатизируют друг другу или кто-то высоко ценит другого человека за его талант, свободомыслие. Не исключено, что всё это вместе взятое составляет суть общения.

    Оба наших героя имели одну родную землю – вятскую. Фёдор Шаляпин корнями своих пращуров, своих родителей – вятский мужик, вятский крестьянин, хотя и волей случая родился в Казани 1 февраля 1873 г. Павел Садырин – тоже крестьянский сын и внук, из деревни Садырины Котельничского уезда Вятской губернии. Его дед Филипп Ерофеевич Садырин (1819–1892) был известен в России как толковый, старательный крестьянин-опытник, участник разных губернских и всемирных выставок. Сам Павел родился 15 февраля 1877 г. Разница в возрасте Шаляпина и Садырина совсем невелика; четыре года. Но очень велико было различие в их жизни и судьбах.

    Фёдор в детстве учился совсем мало, рано начал работать, рано начал скитаться по белу свету. Его «университеты» были по-горьковски нелёгкими, порой жестокими, по крайней мере, до встречи с Д. А. Усатовым в августе 1892 г.

    У Павла происходило всё иначе. Ему сопутствовали постоянный успех и благополучие. В 1891 г. он поступил в Александровское вятское земское реальное училище, почти все годы обучения был стипендиатом Вятского губернского земства. В 1897 г. он окончил с отличием училище и поступил в Московский сельскохозяйственный институт. Кстати, в те же годы в АВЗРУ грыз гранит наук и Александр Гриневский, будущий писатель Александр Грин. Правда, далеко не так успешно, как, к примеру, Павел Садырин.

    Фёдор Шаляпин, переборов все свои многострадания, могучей силой таланта и трудолюбия, взлетел высоко. В 1895 г. 1 февраля – в день своего рождения 22-летний певец подписал контракт с дирекцией императорских театров сроком на три года. Отныне творческой обителью молодого баса стал Мариинский театр.

    В 1901 г. П. А. Садырин в числе лучших окончивших институт студентов получил звание агронома-техника.

    К этому времени у Ф. И. Шаляпина позади были уже триумфы в частной опере Саввы Мамонтова, заключённый контракт с московской конторой императорских театров, знакомства и встречи с С. В. Рахманиновым, А. П. Чеховым, К. А. Коровиным, А. М. Горьким, Л. Н. Андреевым, И. А. Буниным, Н. Д. Телешовым, В. В. Стасовым и другими, восторженно принявшими его. И первое – с грандиознейшим успехом – выступление за границей в роли Мефистофеля в миланском театре «Ла Скала».

    И у П. А. Садырина складывалась жизнь не без успехов. Он занимался изучением вопросов земской работы. В «Вятских губернских ведомостях» печатал статьи «О взаимодействии губернских и уездных земств» (1900), «Земский периодический орган», «Взаимодействие губернского и уездных земств Московской губернии по содействию сельскому хозяйству» (1902). Две последние статьи были написаны им в качестве собственного корреспондента «ВГВ» в Москве.

    Оба они жили и трудились в стране, для которой начало XX столетия ознаменовалось подъёмом рабочего движения: проходили крупные демонстрации и забастовки, стачки в Петербурге, Киеве, Одессе, Екатеринославе, Тифлисе (1900), кровавые столкновения рабочих Обуховского завода в Петербурге с войсками и полицией (май 1901), крупная демонстрация рабочих в Сормове, забастовка в Ростове-на-Дону (май 1902), в ряде городов на юге России (1903) и др. Рабочие хотели жить лучше, трудиться в лучших условиях, хотели широких свобод.

    Росло и крестьянское движение: жгли дворянские имения, рубили помещичьи леса, произошли открытые восстания в губерниях на юге России. Правительство усмиряло непокорных крестьян оружием, порками, арестами, тюремными заключениями. Вот такое это было непростое время, требующее от человека-гражданина выражения своей позиции, своего отношения к происходящему.

    В декабре 1901 г. Фёдор Иванович Шаляпин участвовал в концерте в пользу вдов и сирот артистов-музыкантов в Большом зале консерватории. Позднее Шаляпин писал об этом концерте в «Маске и душе»: «Кипела тогда во мне молодая кровь, и увлекался я всеми свободами. Композитор Сахновский как раз только что написал музыку на слова поэта Мельшина-Якубовича... Якубович был известен как человек, преданный революции, и его поэзия это очень ярко отражала. Я включил песню Сахновского в мой репертуар этого вечера. Публика откликнулась на песню чрезвычайно восторженно. И вот в антракте, или, может быть, после концерта приходит ко мне в артистическую московский полицмейстер генерал Трепов. Он признавал себя моим поклонником, и отношения между нами были весьма любезные. Ласковый, благовоспитанный, в эффектно расшитом мундире, припахивая немного духами, генерал Трепов расправлял на рябом лице бравого солдата белокурый ус и вкрадчиво говорил: "Зачем это Вы, Фёдор Иванович, поёте такие никому не нужные прокламационные арии? Ведь если вдуматься, эти рокочущие слова в своём содержании очень глупы, а Вы так хорошо поёте, что хотелось бы от Вас слышать что-нибудь о любви, о природе...”. Сентиментальный, вероятно, был человек! И всё-таки я чувствовал, что за всей этой дружеской вкрадчивостью, где-то в затылке обер-полицмейстера роется в эту минуту мысль о нарушении мною порядка и тишины в публичном месте. Я сказал генералу Трепову, что песня – хорошая, слова – красивые, мне нравятся, отчего же не спеть? Политический резон моего собеседника я на это раз пропустил мимо ушей и в спор с ним не вступил».

    В августе 1902 г. в Нижнем Новгороде после спектакля в театре Шаляпин поехал в ресторан вместе с Горьким. Пели «Дубинушку», так пели, что её подхватил весь ресторанный зал. Незамедлительно явились блюстители порядка и потребовали прекратить пение.

    Стоит заглянуть только в «Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина» (Т. 1), и мы обнаружим там уйму подобных примеров. Царедворцам претило независимое поведение певца. В придворном Эрмитажном театре шла репетиция «Мефистофеля» Бойто 21 января 1904 г., за шесть дней до начала русско-японской войны. Были здесь и великие князья. Позднее один из высоких чиновников двора возмущался в разговоре с Теляковским: «Каким невозможным нахалом держит себя Шаляпин! Что за манера во время репетиции в Эрмитажном театре держать руки в карманах, играть цепочкой, строить гримасы и т.д. Прямо невыносимо и противно на него смотреть!».

    В этом же году один из осведомителей департамента полиции писал в донесении, что Шаляпин, Горький, Чехов, Андреев, Чириков, Скиталец – все они добиваются переворота в конституции.

    В феврале 1905 г. Шаляпин, вместе с Гречаниновым, Рахманиновым, Танеевым, Гольдненвейзером и ещё 23-мя московскими композиторами и музыкантами подписал постановление, в котором, в частности, говорилось: «...когда по рукам и ногам связана жизнь, – не может быть свободно и искусство, ибо искусство есть только часть жизни. Когда в стране нет ни свободы мысли и совести, ни свободы слова и печати, когда всем живым творческим начинаниям народа ставятся преграды, – чахнет и художественное творчество. Горькой насмешкой звучит тогда звание свободного художника. Мы – не свободные художники, а такие же бесправные жертвы современных ненормальных общественно-правовых условий, как и остальные русские граждане, и выход из этих условий, по нашему убеждению, только один: Россия должна, наконец, вступить на путь коренных реформ...». Это выступление носило откровенно политический характер.

    После событий 9 января 1905 г., Шаляпин писал Теляковскому, находясь за границей на гастролях, о дорогой родине, «которая сейчас находится поистине в трагическом положении. На театре войны нас, кажется, совсем разбили, всюду неурядицы, резня – ужасно, ужасно всё это и тяжело – и, переживая весь этот ужас родимой страны, я как-то мало ощущаю радость моих успехов на полуфранцузской сцене (Монте-Карло)...» (Летопись... Т. 1. С. 282). По возвращении на родину Шаляпин в концертах в Харькове пел, не забывая «Дубинушку», для рабочих. В Москве перед одним концертом для «усиления партийной кассы» Московского комитета РСДРП певец заявил: «Что ж, можно и спеть. Пусть большевики делают революцию...». И опять сыпались доносы в полицию. 18 октября графу Витте за 140 подписями была отправлена телеграмма с просьбой дать амнистию всем пострадавшим «за политические и нравственные убеждения». Первая подпись была Ф. И. Шаляпина.

    Словом, Шаляпин со своим свободомыслием и со своеобразным символом его – «Дубинушкой» пришёлся очень не по душе и царю, и его правительству. Но они терпели и даже награждали певца разными золотыми предметами. Им было не до Шаляпина – на огромном российском дворе начиналась и шла революция 1905–1907 гг.

    Интересно, что и в 1906 г. 26 апреля Шаляпин дал в Киеве «общедоступный народный концерт». В программе – обычный классический репертуар и вновь «Дубинушка», припев которой дружно подхватила публика – 2 тысячи человек. В своём письме в газету «Отголоски жизни» певец сообщал, что он дал возможность посетить этот концерт своим друзьям-рабочим, которым было предоставлено около тысячи бесплатных мест и около тысячи дешёвых (от 12 до 42 коп.) И принёс им посильную материальную помощь, передав им чистый сбор с концерта в сумме 1704 рубля 33 копейки. Взнос поступил в Киевский комитет РСДРП. А 28 мая артист Ф. И. Шаляпин посетил в «Крестах» (петербургская тюрьма) редактора «Руси» А. А. Суворина. А в октябре он в числе других артистов императорских театров дал подписку под циркуляром, запрещающим участвовать в противоправительственных партиях. Шаляпин приписал, что он вообще никогда ни в каких партиях не участвовал.

    Дирекция императорских театров, несмотря на то, что Шаляпин пел со сцены Большого театра «Дубинушку» и отказывался петь в «Жизни за царя», прибавила ему к жалованью ещё несколько тысяч рублей и намерена была снова заключить с ним контракт на несколько лет.

    И вот, наконец, особо интересующий нас период с 1907 по 1908 гг.

    Шаляпин по-прежнему пел оперные спектакли в Большом и Мариинском театрах, пел на концертах. Успех был громадный. В течение этих двух лет певец гастролировал по заграницам – 19 месяцев он выступал в городах Европы и Америки. Случайными ли были такие продолжительные гастроли? Вряд ли – в потрясённой революцией России такому артисту и человеку было очень неуютно. Дело доходило до прямых угроз... Шаляпина, вероятно, мало радовало решение канцелярии министерства императорского двора от 17 сентября 1907 г., которое предписывало, что в случае оставления Ф. И. Шаляпиным-артистом – певцом оперной труппы императорских театров – службы при театрах, предоставить ему звание «артиста императорских театров». Возможно, с большим удовлетворением он принял пожалованное ему президентом Французской республики звание кавалера ордена Почётного легиона (23 мая 1908 г.).

    Возвратившись в Россию в сентябре 1908 г., Шаляпин из Петербурга 20 ноября написал письмо в Вятку... На чём мы пока и остановимся, чтобы вспомнить и о П. А. Садырине, которого мы оставили без внимания с 1902 г.

    Садырин в 1904 г. работал агрономом в имении Александровых в селе Савали Малмыжского уезда Вятской губернии. Летом 1905 г. он участвовал в традиционном годичном собрании Малмыжского сельскохозяйственного общества и подписал вместе с 50-ю участниками собрания письмо в Совет министров с обращением к царю созвать скорее народных представителей, остановить братское кровопролитие и дать мир народу. Малмыжские либералы боялись как пролетарской, так и крестьянской революции, верили в добрую волю царя. В письме также рассказывалось о тяжких бедах крестьянского населения, о скудных земельных наделах, увеличивающихся налогах, о произволе земских начальников и полицейских чинов, о глухом (?) ропоте недовольного такой жизнью народа.

    Садырин, как и его товарищи, попал под наблюдение полиции, он был причислен к распространителям противоправительственных идей, отмечалось, что взгляды его самые крайние и лишь прикрыты флагом конституционно-демократической партии. Членом этой партии он стал в 1906 г. Власти проверяли его благонадежность и во время предвыборной кампании в Первую Государственную думу. Несмотря на препятствия, П. А. Садырин был всё-таки избран в думу от крестьян Вятской губернии. Работая в думе, он публиковал свои «Письма» о её деятельности в «Вятской газете», «Вятском крае», «Вятской жизни». Либерал Садырин желал больших конституционных перемен в обществе, но он не хотел революции. Он её боялся. Кончилось тем, что Николай II своим указом от 9 июля 1906 г. распустил думу. А воспротивившиеся депутаты, в знак протеста подписавшие известное «Выборгское воззвание», подверглись гонениям и арестам. Не избежал их и Павел Садырин. В 1908 г. он был изгнан с работы и выслан из Вятской губернии.

    2 сентября он послал Н. А. Чарушину в Вятку шесть статей по кооперации для «Вятской речи», написанных в тюрьме (на бумаге со штемпелем тюрьмы). Проживая в Москве, он продолжал переписку с Чарушиным, сотрудничал в газете «Русские ведомости», состоял членом правления Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее был секретарём правления. По воспоминаниям современников, в частности М. В. Сабашникова, П. А. Садырин был человеком исключительной энергии, большой работоспособности, прирождённым организатором и администратором, опытным в обращении с людьми... Позднее жизнь подтвердила эти характеристики.

    А пока он старался помогать Чарушину в нелёгкую пору, во время политических запретов и гонений. И именно это роднило его духовно с Ф. И. Шаляпиным, к которому он однажды отправился на квартиру с вполне определённым намерением. Он шёл к нему как земляк к земляку...

    Садырин, конечно же, знал о том, что издаваемая Чарушиным газета «Вятская речь» с самого начала выхода её в конце 1907 г. подвергалась гонениям со стороны местных властей, даже закрывалась типография, где она печаталась, или разорялась. Опасались печатать её и другие вятские типографии. Финансовое положение газеты было таково, что она не покрывала все потери и убытки в случае хотя бы временного закрытия типографии. Мы можем предположить, что к Шаляпину обращался, при таком плачевном состоянии газеты, её редактор и издатель. Повторяю: предположить. По этому вопросу и шёл на встречу с Фёдором Ивановичем Павел Садырин в один из октябрьских дней 1908 г. Узнали мы об этом из письма бывшего депутата Первой госдумы. Вот его содержание:

    «Многоуважаемый Фёдор Иванович!

    Недели две тому назад я был у Вас и говорил с Вами по поводу газеты «Вятская речь». Вы изъявили тогда полное своё согласие придти к нам на помощь и обещали переговорить по этому поводу с Николаем Михайловичем Падариным. 14 октября Вы предполагали встретиться с ним на рауте Художественного театра, но раут был отменён. Поэтому, не будете ли добры ещё раз переговорить со мною или же назначить место и время, когда бы Вас мог повидать по этому делу Николай Михайлович Падарин.

    Простите, что мы так Вас беспокоим, но дело, из-за которого мы Вас беспокоим, для нас очень дорого и близко сердцу, тем более, что Вы уже принципиально изъявили своё благосклонное согласие.

    Наша уверенность в том, что Вы находитесь в рядах прогрессивного русского общества, и что интересы родного края Вам не менее дороги, чем нам, даёт нам смелость вновь обратиться к Вам. По поручению группы Московских Вятичей уважающий Вас П. Садырин. 1908г., 31 октября. Мой адрес: Москва, Волхонка, д. Котова, кв. 110».

    Уроженец Вятки Николай Михайлович Падарин был в то время известным, популярным артистом Малого театра.

    Чем занимался Шаляпин в упомянутый в письме Садырина день 14 октября 1908 г.? Точно известно, что Фёдор Иванович участвовал в репетиции «Бориса Годунова» в Большом театре, присутствовал на 10-летнем юбилее МХТ, где выступил с приветственным словом к славным юбилярам.

    Пока мы не знаем, встречался ли Шаляпин с Падариным, говорил ли ещё раз с Садыриным. Но знаем точно то, что он написал в редакцию газеты «Вятская речь»: «Милостивый государь, господин редактор! Позвольте мне, как вятичу, принести посильную помощь вашей газете – я знаю, как читающая публика нуждается в вашем печатном органе. Прилагаю при сём 200 (двести) рублей. Артист Фёдор Шаляпин. 20/Х1-1908. СПб». Письмо было опубликовано в газете 28 ноября, которую всесильный премьер-министр П. А. Столыпин позднее назвал «самой революционной провинциальной газетой в России, где правительство называется не иначе, как "кровавое”». Вы, наверное, заметили, что со времени обращения Садырина к Шаляпину до получения денег газетой прошло меньше месяца.

    Остаётся сказать слова благодарности нашим друзьям из Москвы: С. А. Ковалевской (она обнаружила в РГАЛИ это садыринское письмо) и Ю. И. Тимофееву (он побывал в архиве и получил для нас полную копию с оригинала письма). Об этом подробнее мною рассказано в книге «Фёдор Шаляпин: "Вот тебе и Вятский мужичонко...”» (Киров (Вятка), 2008), – почти через сто лет после происшедшего события.

    Фёдор Иванович Шаляпин скончался на чужбине свободным человеком 12 апреля 1938 г. Павел Александрович Садырин, крупный экономист, председатель правления Сельскосоюза СССР, член ВЦИК и ЦИК СССР был арестован органами НКВД 2 января 1938 г. якобы как контрреволюционер и 16 сентября того же года был расстрелян. Захоронен он на Бутовском по­лигоне.

    24 мая 1963 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР дело на Садырина П. А. прекращено за отсутствием события преступления и приговор от 16 сентября 1938 г. отменён.

    Примерно за два года до смерти Ф. И. Шаляпин писал в Москву дочери Ирине сугубо личное, тёплое письмо. В конце его он обращался к дочери: «теперь вот ещё о чём – в каждом письме твоём ты обязательно спрашиваешь: когда же я приеду в советы. Посмотри в книгу «Переписка Чехова и Книппер», вот какие выноски ты найдёшь там: "Шаляпин Фёдор Иванович (родился в 1873 году). Знаменитый певец, имел звание народного артиста, но был лишён его за то, что, находясь за границей, солидаризировался с белоэмигрантами.” "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. А ты говоришь – приезжай. Зачем. Ведь я весьма "солидаризировался” в своё время с Горьким и Лениным, но царь не лишал меня звания солиста. За что мне дают звание – за талант или карачки. Целую. До свидания». Письмо было перлюстрировано. И 4 октября 1936 г. народный комиссар внутренних дел Союза ССР Ежов направил копию письма секретарям ЦК ВКП/б/ Сталину и Кагановичу, председателю СНК СССР Молотову.

    П. А. Садырин имел возможность уехать из России. Но не сделал этого. Во время первого ареста в 1930 г. по сфабрикованному делу о так называемой «Трудовой крестьянской партии» он говорил начальнику секретного управления ОГПУ Агранову: «Октябрьскую революцию я встретил, будучи членом партии Народной свободы и членом её ЦК, враждебно. Эмигрировать, значит жить вне своей страны, я не хотел, вступать в борьбу с советской властью, т. е. принять участие в гражданской войне я считал нецелесообразным и бесполезным. Гражданская война углубляла дальнейшую разруху государства и в моём представлении открывала ворота для внешнего врага. Я решил остаться внутри страны, вместе с её народом устраивать новую жизнь». Вместо жизни получил смерть».
    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.06.2010)
    Просмотров: 3607 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Мыльцева Н.А. Универсальный справочник п...
    Забавные несбывшиеся предсказания
    Стоимость занятий в 2011\2012 году

    Субстантивация прилагательных 
    The History of the Olympic Games 
    Snowball the Hedgehog 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Тесты по английскому языку
    Диалог на английском языке

    The Twins (by Henry Sambrooke Leigh ) 
    Abbott_Caleb 
    Джина (Jean) English Grammar from A to Z... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz