Идеология определяется
как совокупность идей, заранее созданных и представленных избирателям, чтобы
оправдать определенные организованные социальные и политические действия
безотносительно их сущности [Selinger, 1976: 14]. Другими словами, идеология
должна рассматриваться как комплексная система концептов, утвердившаяся как во
врожденных семантических системах людей, так и в их культурном наследии. Все
идеологии возникают путем использования различных языковых средств, наиболее
эффективными из которых являются метафоры, так как они работают на том основном
концептуальном уровне, на который направлено политическое воздействие.
Идеология обладает сходством с первичными когнитивными языковыми структурами: и
первые и вторые организованы и систематизированы как набор идей, которые
выступают в качестве репрезентаций реальности. Единственное отличие заключается
в том, что идеология является более ограниченной системой, созданной специально
для установления только определенного набора ценностей и представления их в
эмоционально позитивном или негативном свете в зависимости от ближайших
политических или социальных событий.
Мифы также широко
используются как дополнительное средство в обращениях к обществу на базовом уровне.
В целом миф рассматривается как история, объясняющая различные природные и
социальные явления (например, происхождение жизни или человеческой цивилизации),
нуждающаяся в нарративе, который бы объединял определенный набор объясняющих
верований и идей. Большинство мифов появились на заре истории, когда нужно было
объяснить такие нематериальные вещи, как смерть, болезнь или гром, используя
при этом имеющийся опыт. Политические мифы можно рассматривать как отдельную
категорию мифов, которые являются «эмпирическим, но не подлежащим верификации
пояснительным тезисом, который выступает в качестве пресуппозиции простой
теории причинно-следственных связей политических событий и пользуется широкой
общественной поддержкой» [Geiss, 1987: 29]. Выражаясь более простым языком, миф
– это история об определенной политической идее, рассказанная с использованием
образов и очень простым языком, чтобы быть понятной и легко идентифицируемой
слушателями. В данном случае можно привести пример использования президентом
Тадичем истории об усталом страннике,
который стучится в дверь богатого дома, прося его впустить и дать ночлег.
Странником в данном случае является Сербия, а богатый дом обозначает Евросоюз:
На этой дороге нам будут встречаться закрытые
двери. Если они будут оставаться закрытыми, мы будем стучать и не сдадимся, и
не упадем духом, и в конце концов мы откроем их! // На том путу наилазићемо и на затворена врата. А ако и даље буду
затворена куцаћемо, и нећемо одустати или клонути духом, и на крају – има да их
отворимо! [11.07.2004].
Как идеологии, в
качестве последовательно спланированных наборов концептов, выступающих как
уникальные легитимизирующие концепты высокого уровня, так и мифы, являющиеся
простыми историями, опосредованными в идеологии метафорами, имеют целью пробуждать
в сознании людей культурные и природные схемы для того, чтобы воодушевить их определенной
идеей или верой, используя при этом все образные средства.