Эту статью мне прислал мой приятель, который решил, который у него получился быстро и легко. Сейчас это не проблема, и он очень доволен, что ему на помощь пришли полезные советы от профессионалов. 1. Ways of getting children interested in studies. 2. Pupils' lack of interest in studies. 3. The old and new approaches to school education. 4. The importance of training pupils for a job. Прежде чем учащиеся дадут правильный ответ (текст А - 3, текст В - 2), им надо помочь выделить смысловые вехи, т.е. основные характеристики объекта высказывания. В первом тексте: changing rapidly; in the past - sit still for hours; go on repeating; help them learn; discover things; во втором тексте: a kind of prison, want to find jobs, do not leam anything; hate every moment. На объект высказывания необходимо опираться при формулировании речевой задачи вместо так называемой «темы». Сравните: «тема» - «Кино»; возможные объекты высказывания -«Выразительные средства кино по сравнению с театром», «Кино как средство воспитания личности», «Кино как источник информации», «Лучшие фильмы последних лет», и т.п. Вычленение преподавателем объектов внутри общей темы позволяет уточнять цели конкретных занятий. Преподаватель решает, какова должна быть ведущая форма выражения мыслей и какие именно умения будут развиваться. Выделяются и основные характеристики объекта. Например, характеристики такого объекта, как «Выразительные средства кино», включают сочетание крупных и мелких планов (а отсюда и требования к гриму и одежде, т. е. характеристики следующего уровня членения), возможность комбинированных съемок, использование массовых сцен и т.д. К способам детализации мысли относятся: перечисление, порядок во времени и пространстве, определение, классификация, сопоставление, т.е. все те способы, которыми автор развивает свою мысль [14]. Способам детализации мысли можно обучать со средней ступени в школе и с I курса в языковом вузе, т.е. на достаточно простом материале. Например: Укажите, каким способом человек добивается воздействия на аудиторию: с помощью аналогии, классификации или конкретного примера. Учтите, что цель остается прежней. Сформулируйте ее: A. People can go on learning until they are eighty or ninety. There is really no age limit. My neighbour must be at least fifty. She is learning a foreign language. B. The idea of permanent education is practical because we are never too old to go on learning. Of course, there are certain limits, but they are not age limits. For example, let's say a man past sixty learns how to play football. It's foolish for him to do that, but only because his body is too old, not his mind! Цель высказывания (доказать, что человек может учиться в любом возрасте) достигается в первом случае с помощью примера, во втором - с помощью аналогии. Выбор коммуникативного намерения зависит от того, что может убедить собеседника. Если одна тактика воздействия не срабатывает, можно изменить КН при сохранении той же цели и воздействовать на собеседника по-иному. Но иногда, особенно в ходе диалога, говорящий меняет и саму цель высказывания: например, убедившись, что он неправ, в итоге соглашается с собеседником. Таким образом, КН зависит в первую очередь от ситуации общения, которая, как говорилось в гл. 1, включает условия общения и характеристики общающихся. Условия общения почти не влияют на выбор точки зрения, объекта высказывания и формы выражения мысли. Но зато условия влияют на избираемые характеристики объекта и способы детализации мысли. Например, временные рамки ограничивают глубину проработки объекта: чем больше ограничено время, тем важнее не вдаваться в детали. А чем официальное общение, тем более объективными, доказательными должны быть эти характеристики. Рассмотрим теперь, как на высказывание влияют особенности коммуникантов. Отношение собеседника к объекту высказывания проявляется в его желании или нежелании общаться на данную тему. Если данная проблема не интересует вашего собеседника, вам вряд ли удастся поддержать разговор. Если ваш собеседник не располагает никакой информацией по проблеме, вы можете описывать объект или объяснять что-либо, а он может вас расспрашивать, но полемика здесь невозможна, так как оба спорящих должны располагать определенной информацией. Владение информацией может влиять и на точку зрения говорящего. Получив дополнительные сведения, собеседник может изменить свое мнение. Недостаток информации часто заставляет нас сужать пространственный или временной ракурс. Этот фактор ярко проявляется при пересказе сюжета от лица одного из героев: ведь герой не может знать всего, он зачастую и понятия не имеет, что происходило без его участия, в другое время и в другом месте. Ракурс может сознательно сужаться говорящим, если он намеренно избегает упоминания каких-то повествовательных или описательных деталей. Здесь можно, например, предложить такое задание: Прослушайте, как я перескажу один из эпизодов от лица такого-то героя, и постарайтесь заметить, какие детали герой не упомянет «по забывчивости» как несущественные, а какие он намеренно скроет. Это одновременно задание и на аудирование, и на изучающее чтение, в котором проверяется не только умение понять все детали текста, но и интерпретировать их значимость. Настроение говорящего может также влиять на временной ракурс. Например, будучи в мрачном, подавленном состоянии духа, человек может оценивать приятное событие как отстоящее далеко в прошлом, в то время как оптимистически настроенный коммуникант оценивает то же событие как принадлежащее к сфере и опыта в настоящем. Такое различие в точке зрения, в частности, может предопределить выбор видо-временной формы Past Simple или Present Perfect. Форма выражения мыслей, как уже было сказано, не зависит от условий общения, а определяется целью, КН и точкой зрения, а также характеристиками общающихся. Правда, социальный статус собеседника не является решающим в выборе формы. Но он может налагать на нее некоторые ограничения: так, далеко не во всех случаях допустимо спорить, вместо того чтобы беспрекословно выполнить инструкцию. Объективнее всего можно проследить зависимость формы выражения мыслей от наличия информации у собеседников, так как варианты коммуникативной ситуации в этом плане ограничены. Эта зависимость представлена на схеме на с. 42. Прокомментируем схему следующим примером рецептивно-репродуктивного задания в говорении: Прочитайте начальное предложение высказывания. Выберите для него то или иное продолжение с учетом информированности предполагаемого слушателя и его заинтересованности в общении. Самостоятельно завершите каждую версию высказывания: I think the best kind of holiday is a sea-voyage.... а) Собеседнику тоже приходилось ездить в круиз и можно ожидать полемику. б) Собеседник никогда не путешествовал по морю и можно ожидать расспрос с целью выявить описательные детали. в) Собеседник заинтересован в каждой подробности поездки и можно ожидать расспрос с целью выяснить повествовательные детали. 1)... You see so many exciting places and come to know so many interesting people! I never felt bored for a moment. On the very first day... 2)... Some people find it dull and monotonous. Many people are also afraid of being sea-sick. But one can hardly be sea-sick on a modern passenger ship. Besides, it is not dull at all...
|