Об этой статье мне рассказал мой приятель, которому посоветовали http://www.amstel.su/, и он вместе со своей семьей съездил туда, чему очень рад. Основной целью обучения иностранным языкам (ИЯ) сегодня является развитие коммуникативной компетенции [Новые гос. стандарты школьного образования по ИЯ 2004:132], что естественно включает в себя обучение иноязычному общению. Полноценное устно-речевое общение невозможно без мотива, так как мотив входит в саму его структуру, первой стадией которого является мотивационно-побудительная [Зимняя 2004:219]. Устное общение на иностранном языке как важный компонент иноязычной коммуникативной компетенции является, как известно, одним из самых сложных видов речевой деятельности человека, изучающего чужой язык вне языковой среды. Сложность процесса овладения данным умением обусловлена также объективной причиной: многоаспектностью самого явления «говорения». Как любой вид человеческой деятельности, говорение всегда мотивировано, целенаправленно и предметно, личностно окрашено, имеет свою структуру, содержательный и формальный/языковой аспекты, что в своей естественной совокупности реализуется человеком в разных сферах и ситуациях межличностного межкультурного общения [Бим 2002:11]. При обучении общению на иностранном языке учащиеся должны овладеть речевым взаимодействием. Учитель обязан организовывать не просто общение, а речевое взаимодействие на уроке. Участниками общения, а соответственно и взаимодействия на уроке являются не только учащиеся, но и учащиеся, и учитель [Куклина 1998:11], что абсолютно не реально без определенного мотива, который должен создать учитель. Основополагающим признаком общения является наличие конкретного собеседника/ собеседников, с которыми инициатор общения хочет вступить в контакт и установить определенные отношения. Поэтому важно, чтобы у обучающегося возникло желание, мотив [Маркова, Матис, Орлов 1990:18] разговаривать со своими одноклассниками и чтобы он сам выбрал себе собеседника. Следует отметить, что обучающиеся могут участвовать в актах общения в разных социальных ролях, а не только в роли учащегося. Желательно чтобы эти роли были им свойственны, и они могли их исполнять при контактах с иностранцами. Способствовать успешности контакта должно и место расположения собеседников. В частности, коммуниканты должны располагаться лицом друг к другу. Побуждением к любой деятельности, как и к устно-речевой, всегда является мотив, который возникает на основе определенных индивидуальных потребностей. В реальном общении потребности обусловлены жизнью. В учебном процессе жизненные потребности представлены только одним мотивом – мотивом учения. При отсутствии мотива у говорящего и слушающего невозможно приблизить общение на занятии к естественному и, следовательно, получить высокие результаты обучения. Для того чтобы общение учащихся на занятии стало мотивированным, оно должно служить удовлетворению речевых потребностей коммуникантов. Исходя из того, что мотивы, формирующиеся на основе потребностей, как правило, до конца не осознаются и в ситуациях реального общения, репрезентируются коммуникативными намерениями/ задачами, обучение общению должно быть, прежде всего, направлено на реализацию последних в речи. Таким образом, чтобы речевое поведение учащихся на занятии стало мотивированным, у них должно возникнуть коммуникативное намерение и должны быть созданы условия для его осуществления. Эти условия реализуются с помощью определенных ситуаций и приемов для создания и поддержания мотива, в которых используются разные типы общения (учебный, симулятивный, имитирующий и аутентичный) [Елухина 1995: 4]. Как было сказано выше, общение призвано выполнять определенные коммуникативные функции, важнейшими из которых являются информативная, регулятивная, эмоционально-воздейственная. Необходимо, чтобы и в процессе обучения любой акт общения выполнял определенную коммуникативную функцию, чтобы говорящий отдавал себе отчет, зачем он говорит, что он хочет сказать своему собеседнику и, учитывая особенности последнего, наилучшим образом организовал свое высказывание [Скалкин 1981:10]. В свою очередь его собеседник должен правильно понять задачу говорящего и в соответствии с ней отреагировать на услышанное. К сожалению, ученики редко задумываются над тем, зачем они говорят и слушают и в результате общения не реализуют свои естественные функции. Поэтому важно, чтобы коммуникативная задача говорящего была ясна, а предъявляемое сообщение было доступно по содержанию и по форме и представляло интерес для слушающего. Следовательно, нужно предоставить ученику свободу выбора как содержания, так и формы сообщения [Рогова 1977:43] Но прежде чем предоставить такую свободу выбора, ученика нужно научить соответствующему содержанию высказывания и различным формам общения. Иными словами, учитель должен постоянно создавать и поддерживать все виды мотивации: лингвопознавательную, инструментальную и особенно коммуникативную, создавая условия для успешного осуществления общения при помощи соответствующих приемов: 1. Создание у учащихся установки и мотивации к овладению устно-речевым общением. Необходимо опираться на все виды мотивации [Маркова, Матис, Орлов 1990:18]: а) беседа на русском языке об особенностях общения (что такое общение, что необходимо для общения, в чем трудности общения на английском языке, что можно, а что нельзя делать во время общения и т.д.); б) снятие лексических и грамматических трудностей, которые могут препятствовать общению на уроках ИЯ. Причем, необходимо учитывать психологические особенности возраста учащихся 6-7-го класса и уровень обученности, снабдив их необходимыми опорами для дальнейшего общения. При этом можно использовать приемы, которые предполагают речевое взаимодействие учащихся на этапе формирования и совершенствования речевых навыков · «угадай» (вопросы друг другу, перевод слов); · вопросники (questionnaires); · описание картинок (в парах); · согласны, не согласны; · «круглый стол» (roundtable); · «одинаковое – разное» (same - different); · «проверка в парах» (pairs check); · «поиск пары». 2. Непосредственно обучение устно-речевому общению на уроках ИЯ. После того, как будут сняты языковые трудности, можно приступать к целенаправленным приемам создания мотива устно - речевого англоязычного общения, учитывая все виды мотивации, типы общения, а также его функции. Например, при изучении темы «Экология» (How Do You Treat the Earth?) предлагаем использовать такие приемы, как интервью (обсуждение проблем, связанных с экологией, с иностранными журналистами). Данный прием предполагает осуществление симулятивного типа общения, способствует поддержанию коммуникативной и инструментальной мотивации и реализует регулятивную функцию. Дискуссионные игры (школьники объединяются в группы по защите окружающей среды, придумывают себе название, например, Гринпис, и обсуждают экологические проблемы, задают друг другу вопросы, соглашаются с мнением других или не соглашаются). Предлагаемый прием предполагает совместную деятельность учащихся и групповое симулятивное устно-речевое общение, а также инструментальную и коммуникативную мотивацию и эмоциональное – воздействие. Ролевые игры и ролевые задания (проведение спектакля на данную тему). Данный прием предполагает симулятивное или подражательное устно-речевое общение и инструментальной мотивации. Ток шоу, (можно провести на уроке и дать учащимся возможность почувствовать себя в роли знаменитости и поговорить о проблемах, в данном случае на тему экологии). При помощи данного приема можно добиться осуществления публичного вида общения симулятивного типа, а также поддержания инструментальной мотивации и эмоционально-воздейственной функции. В конце изучения цикла можно провести защиту проектов по данной теме, созданных самими учащимися. Предлагаем следующие темы: Protection of the animal world of our planet. · Name main problems; · Discuss what steps are necessary to do in order to save animals; · Make pictures (main problems, necessary steps to save animals); National parks of our country. · Name main problems; · Explain why it is necessary to protect national parks; · Make posters showing: main problems, necessary steps to save national parks; · Think about possible activities to help national parks. При создании проектов ученикам желательно использовать Internet - ресурсы. Работа над проектами направлена на осуществление публичного и группового вида и симулятивного типа устно-речевого общения, а также на поддержание всех видов мотивации (лингвопознавательной, коммуникативной и инструментальной). Все перечисленные приемы непосредственно связаны с реальными жизненными обстоятельствами, без которых говорящие не были бы заинтересованы в содержании разговора, тем более на ИЯ. Предлагаемые приемы осуществления устно-речевого общения кроме своего прямого назначения помогают в воспитательных аспектах (работа в парах, группах, коллективная учебная деятельность). Рассмотренные в статье приемы были апробированы в школе и вызвали интерес как учащихся 6-7-х классов, так и учителей английского языка, что подтверждает их эффективность и целесообразность.
|