Об этой статье мне рассказала моя подруга, которая решила купить ноутбук и остановила свой выбор на Samsung R, потому что доверяет этой компании целиком и полностью. Появление новых информационных технологий актуализировало необходимость подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, пониманию и овладению способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью современных технических средств. Решение данной проблемы возложено на медиаобразование – специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации [Российская педагогическая энциклопедия 1993: 555]. Российские исследователи в области медиаобразования (Л.С. Зазнобина, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.) за последние годы разработали целый ряд перспективных медиаобразовательных моделей с различной концептуальной основой, целями, задачами, организационными формами, методиками и т.д. С 2002 г. на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института ведется подготовка специалистов в области медиаобразования в рамках официально зарегистрированной Министерством образования России специализации «Медиаобразование» (03.13.30). Будущие медиапедагоги смогут осуществлять медиаобразовательную деятельность в школах, внешкольных центрах, учреждениях дополнительного образования и т.д. Особое место в современном медиаобразовании отводится потенциальным возможностям мультимедийных и телекоммуникационных технологий, тем более, что данные медиасредства пользуются все возрастающей популярностью у учащихся и студентов. Отметим, что компьютерное оснащение российских учебных заведений началось еще в 80-х гг. ХХ в. В программу общеобразовательных школ был введен новый предмет «информатика», школы и вузы в крупных городах, а затем и в провинции, получили возможность открыть компьютерные классы, укомплектованные отечественной техникой типа «ШПК», «Микроша» и т.п. Обучающих и развивающих программ для школьников на русском языке поначалу было крайне мало, однако проблема компьютеризации и ее потенциальных возможностей в образовании и воспитании вызывала особый интерес у отечественных исследователей в области медиаобразования. В последнее десятилетие ХХ в. и в начале века ХХI четко обозначилась тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета и т.д. Данная ситуация привела к необходимости выработки единой концепции российского медиаобразования, включавшей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой, как на материале уже традиционных, так и новых медиа, в число которых вошли и компьютерные технологии. Например, в 90-е годы ХХ века силами лаборатории технических средств обучения и медиаобразования под руководством профессора Л.С. Зазнобиной была разработана концепция интеграции медиаобразования в базовое, призванная способствовать подготовке школьников к жизни в новом информационном пространстве [Зазнобина 1998: 26]. Актуальность внедрения данной концепции в систему российского образования очевидна, так как современный школьник встречается с медиа практически ежедневно, играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими и развивающими программами, входя в Интернет и т.д. За необходимой информацией учащиеся и студенты обращаются к «Всемирной паутине» едва ли не чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям. Мультимедийные средства в молодежной и школьной среде чаще всего выступают как источник информации (чтение научной и художественной литературы, изучение интерактивных каталогов и т.д.); средство общения (знакомство, переписка с помощью электронной почты и т.д.); форма отдыха и развлечения (компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д.); техническое средство обучения (изучение таблиц, справочников, географических карт и т.д.). Доступность практически любой информации, большие релаксационные возможности, приближенность виртуальной реальности к объективной по эмоциональности и эстетическим канонам («эффект присутствия» пользователя) - все это способствует постоянно растущей популярности мультимедиа. Качественный компьютерный дизайн, музыкальное оформление, красочные клипы могут значительно расширить воспитательные возможности мультимедиа, способствовать реализации творческих идей, формированию познавательных интересов учащихся [Челышева 2005: 186]. Безусловно, для решения современных задач образования, необходимо методическое и программное обеспечение российской школы, подготовка учителей к активной медиаобразовательной деятельности на материале мультимедиа. В настоящее время отечественными исследователями разработано несколько крупных системных проектов в этой области, адаптированных к российским условиям: школьные медиатеки, телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение. Например, институтом общего среднего образования РАО разработана модель «оптимальной информационно - педагогической среды» в школе. Реализация данной модели началась с открытия школьных медиатек в Москве, Петербурге и др. крупных городах еще в начале 90-х гг. Данный проект получил методическую поддержку НИИ школьного отдела ТСО Академии педагогических наук. Силами научно - исследовательской группы «Школьная медиатека» были разработаны методические рекомендации для городских и сельских медиатек, организовано «Видеотоварищество», занимающееся организацией международного обмена школьными образовательными видеоматериалами; созданы веб-сайты для школьников, учителей, работников библиотек и т.д. Основной целью медиатек, как известно, провозглашаются самообразование и творческая самореализация школьников. Абоненты имеют возможность создавать радио- и телепрограммы, видеосюжеты, участвовать в телекоммуникационных проектах и т.п. Кроме того, школьники и учителя могут получить доступ к любым информационным носителям (библиотекам, видео- и фонотекам, школьным компьютерным и телекоммуникационным центрам и т.д.). Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения (ДО), основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время существует несколько моделей ДО, опирающихся на использование средств массовой коммуникации (телевидение, мультимедийные программы, видео и др.). В 1996 г. лабораторией дистанционного обучения Института общего среднего образования РАО был подготовлен курс для учителей «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования», успешно применяемый для повышения квалификации учителей городских и сельских школ. Данный курс знакомит педагогов с основными направлениями, задачами образования; свойствами, функциями и опытом использования современных телекоммуникаций; дает понятие о новых педагогических технологиях; предлагает рекомендации по организации телекоммуникационных центров в учебных заведениях; освещает перспективы дистанционного обучения и т.д. [Дистанционное обучение 1998: 108]. Развитие компьютерных технологий и системы телекоммуникаций позволяет осуществлять различные медиаобразовательные телекоммуникационные проекты, в том числе межрегиональные и международные. С помощью сети Интернет появилась возможность проводить так называемые «электронные конференции». К сожалению, в силу экономических причин данный вид телекоммуникационных сетей еще не получил большого распространения в отечественном образовании, хотя потенциал их в развитии современных школьников не вызывает сомнения. Развитие новых информационных технологий представляет большой интерес для системы образования, и, в частности, для медиапедагогики, так как они отвечают основным задачам медиаобразования: − обучение «грамотному» чтению медиатекстов: в ходе осуществления телекоммуникационных проектов их участники, благодаря компьютерным сетям имеют доступ практически к любым медиатекстам, получают возможность работать с ними, используя при этом новейшие технические разработки для анализа, сравнения, синтеза, критического осмысления и т.д.; − развитие способности к восприятию и аргументированной оценке информации: проекты предполагают совместную разработку, как чисто практических, так и творческих идей (например, создание различных медиатекстов); − развитие самостоятельности суждений и критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; − интегрирование знаний и умений, получаемых на учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творчества: специфической особенностью подобных проектов является то, что они «по самой своей сути всегда межпредметны. Для решения проблемы, заложенной в любом телекоммуникационном проекте, особенно международном, необходима, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения [Челышева 2005: 190]. Сегодня осуществляется целый ряд телекоммуникационных проектов, в которых могут участвовать и российские школьники и студенты. Безусловно, для этого необходимо подготовить и подрастающее поколение, и учителей отечественной школы к включению в интерактивную телекоммуникационную деятельность, обеспечить учебные заведения (особенно это касается провинции) необходимой аппаратурой, разработать программы, адаптированные к современным российским условиям и т.д. Думается, что эти проблемы будут решены, учитывая огромный интерес, вызванный появлением новых медиаобразовательных разработок.
|