ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 15.07.2025, 00:19

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Психологические особенности эмоционального выгорания педагога в образовательной среде

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который находит http://morepesen.ru/, а потом распевает эти песни с друзьями, потому что это его хобби. Им очень весело вместе, а песни поднимают настроение. Проблема самоактуализации, личностной активности, отношения к себе и к миру, экзистенциальная по сути, усложняется на современном этапе развития общества многими социально-экономическими причинами, изменением ценностных ориентаций. Человек, поставивший перед собой проблемы самореализации в освоении профессиональной деятельности, осознает себя как профессионал и рефлексирует собственную деятельность. В.С.Мерлин, рассматривая интегральную индивидуальность в качестве субъекта активности, подчеркивал, что необходимой предпосылкой системообразующей функции деятельности является зона неопределенности требований деятельности. Наличие зоны неопределенности создает условия для проявления активности самого субъекта, способности его к творчеству, саморазвитию и самоактуализации. Потребность в творчестве удовлетворяется в наибольшей степени тогда, когда имеется достаточно широкая зона неопределенности деятельности. В этом смысле индивидуальность педагога как активного субъекта деятельности, особенности ее профессиогенеза представляют большой исследовательский интерес. В.С. Мерлин подчеркивал, что оптимальное удовлетворение личности в деятельности возможно при активности самой личности, когда человек сам создает условия, наиболее благоприятные для выражения собственной индивидуальности. При этом существенную роль В.С. Мерлин отводил мотивам и отношениям, отмечая среди мотивов, регулирующих деятельность, стремление к самовыражению, подчеркивая, что выбор деятельности в соответствии со своим отношением к ней, интересами и склонностями представляет собой гораздо более активную тенденцию у человека, чем выбор в соответствии со своими возможностями [ Мерлин 1990]. Он считал, что зона неопределенности деятельности в соответствии с отношением человека к ней, интересами и склонностями создает более широкие возможности выбора приемов и способов действий, чем выбор в соответствии со своими возможностями. Потребности педагога в профессиональном и личностном росте, саморазвитии, самоактуализации могут выступать теми ненасыщаемыми мотивами, для которых зона неопределенности может стать средством их удовлетворения. Если же существуют препятствия их удовлетворения, фрустрирующие потребность в самоактуализации, тогда личность вырабатывает способы психологической защиты, одним из которых является синдром эмоционального выгорания. Впервые данный феномен был введен Х.Фрейденбергером в 1974 г. (англ. burnout – выгорание) и рассматривался им как состояние психической перегрузки в профессиях, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Другой известный исследователь - К. Маслач подчеркивала, что профессиональному выгоранию подвергаются профессионалы, имеющие дело с человеческими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд. В отечественной психологии имеются исследования, предметом которых является синдром выгорания в социальных профессиях (Бойко В.В., 1996; Орел В.Е., 2001; Форманюк, Т.В., 1994, Ронгинская Т.И., 2002). В частности, Бойко В.В. рассматривает эмоциональное выгорание как синдром, включающий эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости), деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда) и редукцию (возникновение чувства некомпетентности в своей профессии и осознание неуспеха в ней). Исследования последних лет подтвердили правомерность этой структуры и несколько модифицировали понятие "выгорание». Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными отношениями в процессе профессиональной деятельности. . В исследовании, которое проводилось на выборке педагогов с большим профессиональным стажем, изучались особенности самоактуализации, самоотношение личности и эмоциональные состояния. Образовательная среда не только создает условия для творчества, но и отличается высоким эмоциональным напряжением, стрессогенностью, что отмечают различные авторы (Н.А.Аминов, 1994; А.К.Маркова, 1996; Т.И.Ронгинская, 2002; В.Форманюк, 1994 и др.) В своем исследовании мы предположили, что стаж профессиональной деятельности и возраст влияют не только на особенности проявления самоактуализации, отношение психологов к себе, но и на их эмоциональные состояния (синдром эмоционального выгорания рассматривается нами как защитный механизм личности). В исследовании участвовали 32 педагога, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 6, 8 года. Были использованы следующие методики: опросник по изучению самоактуализации (САМОАЛ), методика исследования самоотношения (МИС), опросник AVEM (Потсдамский опросник поведения и переживания, связанного с работой), методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Данные были обработаны методами математической статистики (кластерный, t-критериальный, корреляционный анализы). В результате кластерного анализа было получено две выборки (по 16 человек каждая) с различным стажем деятельности. Первый кластер объединил психологов - практиков, средний стаж работы которых в образовательном учреждении составил 9,8 года. Во второй кластер вошли испытуемые со стажем профессиональной педагогической деятельности в среднем 3.8 года. В литературе имеются противоречивые данные относительно возраста и выгорания, вместе с тем в многочисленных исследованиях подтверждается взаимосвязь между этими переменными (К.Маслач, 1978). Получены следующие t- критериальные отличия между данными обеих выборок. Показатель профессиональных притязаний (методика AVEM) выше у педагогов с большим стажем. В этой группе выше показатели внутреннего равновесия (как результат саморегуляции, опыта, профессиональных знаний). В то же время, несмотря более высокий уровень профессиональных притязаний, показатели креативности в выборке педагогов с большим стажем ниже, чем у психологов с меньшим стажем деятельности. Высокие профессиональные притязания, экстремально высокое субъективное значение профессиональной деятельности, большая степень готовности к профессиональным затратам позволяют предположить не только позитивное отношение к работе, «вовлеченность» (К.Маслач), стремление к саморазвитию, но и определенную степень риска с вероятностью развития синдрома выгорания. Нами были выявлены отличия в выборках педагогов по двум показателям эмоционального выгорания (сфера расширения экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей), которые более выражены у психологов со стажем. Также были отмечены различия показателей самоотношения (самопринятие и самопривязанность). Педагоги с длительным стажем работы более подчеркивают ощущение симпатии к себе, интереса к внутреннему духовному миру. Вместе с тем, в данной выборке более высоки показатели шкалы самопривязанности, отражающей некоторую ригидность Я-концепции, консервативность, самодостаточность, нежелание развиваться. Результаты корреляционного анализа выявили в группе педагогов с более длительным стажем следующие взаимосвязи. Показатель неудовлетворенности профессиональной деятельностью коррелирует с показателями самоактуализации (спонтанность, самопонимание, аутосимпатия), показатель неудовлетворенности жизнью коррелирует с показателем невротизации. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе и тенденция к отказу в ситуации неудачи коррелируют с показателями самоотношения (внутренняя конфликтность и самообвинение). Очевидно, что данный характер взаимосвязей не случаен. С одной стороны, неудовлетворенность деятельностью может рассматриваться как мотив профессионального и личностного развития. Доказано, что существует взаимосвязь между выгоранием и удовлетворенностью трудом [5 ]. С другой стороны, способность сохранять дистанцию по отношению к деятельности защищает человека от выгорания, но также вызывает внутреннюю конфликтность, недовольство собой. Самообвинение, внутренний конфликт может проявляться как профессиональный кризис, как глубокая личностная рефлексия, толчок к самоизменению. Во второй выборке педагогов, с меньшим стажем деятельности, корреляционные связи имеют совсем иной характер. В ней шире представлены интеркорреляции показателей самоактуализации. Чем более выражены самоактуализация и ориентация во времени, тем ниже показатели самоотношения (внутренняя конфликтность и самообвинение). Данные зависимости тоже можно рассматривать двояко: как стремление к саморазвитию и реализации в профессии и, одновременно, как некоторую профессиональную и личностную некритичность, декларативность самопринятия. Корреляционные связи между показателями методики AVEM и синдромом эмоционального выгорания отсутствуют. Таким образом, исследование показало, что существуют различия показателей самоактуализации, самоотношения и эмоционального выгорания педагогов с различным стажем профессиональной деятельности. Характер корреляционных связей подтверждает различия в симптомокомплексах изучаемых свойств, вместе с тем подчеркивая неоднозначность их взаимовлияния. Тем не менее, проблема исследования возможностей выбора педагогом приемов и способов профессиональной деятельности (зоны неопределенности) как условия его самоактуализации, а также изучение континуума «вовлеченность – выгорание» и факторов, на него влияющих, требует дальнейшей экспериментальной работы.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 4281 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru


    Почему и где стоит устанавливать противо... 
    Что нам известно про происхождение слов,... 
    Canada 

    Популярные рассказы на английском языке
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Рекомендованная литература для обучения ...

    Традиционная организационная культура. 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    THE UNITED STATES OF AMERICA 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2025
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz