ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 06.12.2019, 21:48

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Психологические особенности эмоционального выгорания педагога в образовательной среде

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который находит http://morepesen.ru/, а потом распевает эти песни с друзьями, потому что это его хобби. Им очень весело вместе, а песни поднимают настроение. Проблема самоактуализации, личностной активности, отношения к себе и к миру, экзистенциальная по сути, усложняется на современном этапе развития общества многими социально-экономическими причинами, изменением ценностных ориентаций. Человек, поставивший перед собой проблемы самореализации в освоении профессиональной деятельности, осознает себя как профессионал и рефлексирует собственную деятельность. В.С.Мерлин, рассматривая интегральную индивидуальность в качестве субъекта активности, подчеркивал, что необходимой предпосылкой системообразующей функции деятельности является зона неопределенности требований деятельности. Наличие зоны неопределенности создает условия для проявления активности самого субъекта, способности его к творчеству, саморазвитию и самоактуализации. Потребность в творчестве удовлетворяется в наибольшей степени тогда, когда имеется достаточно широкая зона неопределенности деятельности. В этом смысле индивидуальность педагога как активного субъекта деятельности, особенности ее профессиогенеза представляют большой исследовательский интерес. В.С. Мерлин подчеркивал, что оптимальное удовлетворение личности в деятельности возможно при активности самой личности, когда человек сам создает условия, наиболее благоприятные для выражения собственной индивидуальности. При этом существенную роль В.С. Мерлин отводил мотивам и отношениям, отмечая среди мотивов, регулирующих деятельность, стремление к самовыражению, подчеркивая, что выбор деятельности в соответствии со своим отношением к ней, интересами и склонностями представляет собой гораздо более активную тенденцию у человека, чем выбор в соответствии со своими возможностями [ Мерлин 1990]. Он считал, что зона неопределенности деятельности в соответствии с отношением человека к ней, интересами и склонностями создает более широкие возможности выбора приемов и способов действий, чем выбор в соответствии со своими возможностями. Потребности педагога в профессиональном и личностном росте, саморазвитии, самоактуализации могут выступать теми ненасыщаемыми мотивами, для которых зона неопределенности может стать средством их удовлетворения. Если же существуют препятствия их удовлетворения, фрустрирующие потребность в самоактуализации, тогда личность вырабатывает способы психологической защиты, одним из которых является синдром эмоционального выгорания. Впервые данный феномен был введен Х.Фрейденбергером в 1974 г. (англ. burnout – выгорание) и рассматривался им как состояние психической перегрузки в профессиях, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Другой известный исследователь - К. Маслач подчеркивала, что профессиональному выгоранию подвергаются профессионалы, имеющие дело с человеческими проблемами, несущими в себе отрицательный эмоциональный заряд. В отечественной психологии имеются исследования, предметом которых является синдром выгорания в социальных профессиях (Бойко В.В., 1996; Орел В.Е., 2001; Форманюк, Т.В., 1994, Ронгинская Т.И., 2002). В частности, Бойко В.В. рассматривает эмоциональное выгорание как синдром, включающий эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости), деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда) и редукцию (возникновение чувства некомпетентности в своей профессии и осознание неуспеха в ней). Исследования последних лет подтвердили правомерность этой структуры и несколько модифицировали понятие "выгорание». Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными отношениями в процессе профессиональной деятельности. . В исследовании, которое проводилось на выборке педагогов с большим профессиональным стажем, изучались особенности самоактуализации, самоотношение личности и эмоциональные состояния. Образовательная среда не только создает условия для творчества, но и отличается высоким эмоциональным напряжением, стрессогенностью, что отмечают различные авторы (Н.А.Аминов, 1994; А.К.Маркова, 1996; Т.И.Ронгинская, 2002; В.Форманюк, 1994 и др.) В своем исследовании мы предположили, что стаж профессиональной деятельности и возраст влияют не только на особенности проявления самоактуализации, отношение психологов к себе, но и на их эмоциональные состояния (синдром эмоционального выгорания рассматривается нами как защитный механизм личности). В исследовании участвовали 32 педагога, средний стаж профессиональной деятельности которых составил 6, 8 года. Были использованы следующие методики: опросник по изучению самоактуализации (САМОАЛ), методика исследования самоотношения (МИС), опросник AVEM (Потсдамский опросник поведения и переживания, связанного с работой), методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Данные были обработаны методами математической статистики (кластерный, t-критериальный, корреляционный анализы). В результате кластерного анализа было получено две выборки (по 16 человек каждая) с различным стажем деятельности. Первый кластер объединил психологов - практиков, средний стаж работы которых в образовательном учреждении составил 9,8 года. Во второй кластер вошли испытуемые со стажем профессиональной педагогической деятельности в среднем 3.8 года. В литературе имеются противоречивые данные относительно возраста и выгорания, вместе с тем в многочисленных исследованиях подтверждается взаимосвязь между этими переменными (К.Маслач, 1978). Получены следующие t- критериальные отличия между данными обеих выборок. Показатель профессиональных притязаний (методика AVEM) выше у педагогов с большим стажем. В этой группе выше показатели внутреннего равновесия (как результат саморегуляции, опыта, профессиональных знаний). В то же время, несмотря более высокий уровень профессиональных притязаний, показатели креативности в выборке педагогов с большим стажем ниже, чем у психологов с меньшим стажем деятельности. Высокие профессиональные притязания, экстремально высокое субъективное значение профессиональной деятельности, большая степень готовности к профессиональным затратам позволяют предположить не только позитивное отношение к работе, «вовлеченность» (К.Маслач), стремление к саморазвитию, но и определенную степень риска с вероятностью развития синдрома выгорания. Нами были выявлены отличия в выборках педагогов по двум показателям эмоционального выгорания (сфера расширения экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей), которые более выражены у психологов со стажем. Также были отмечены различия показателей самоотношения (самопринятие и самопривязанность). Педагоги с длительным стажем работы более подчеркивают ощущение симпатии к себе, интереса к внутреннему духовному миру. Вместе с тем, в данной выборке более высоки показатели шкалы самопривязанности, отражающей некоторую ригидность Я-концепции, консервативность, самодостаточность, нежелание развиваться. Результаты корреляционного анализа выявили в группе педагогов с более длительным стажем следующие взаимосвязи. Показатель неудовлетворенности профессиональной деятельностью коррелирует с показателями самоактуализации (спонтанность, самопонимание, аутосимпатия), показатель неудовлетворенности жизнью коррелирует с показателем невротизации. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе и тенденция к отказу в ситуации неудачи коррелируют с показателями самоотношения (внутренняя конфликтность и самообвинение). Очевидно, что данный характер взаимосвязей не случаен. С одной стороны, неудовлетворенность деятельностью может рассматриваться как мотив профессионального и личностного развития. Доказано, что существует взаимосвязь между выгоранием и удовлетворенностью трудом [5 ]. С другой стороны, способность сохранять дистанцию по отношению к деятельности защищает человека от выгорания, но также вызывает внутреннюю конфликтность, недовольство собой. Самообвинение, внутренний конфликт может проявляться как профессиональный кризис, как глубокая личностная рефлексия, толчок к самоизменению. Во второй выборке педагогов, с меньшим стажем деятельности, корреляционные связи имеют совсем иной характер. В ней шире представлены интеркорреляции показателей самоактуализации. Чем более выражены самоактуализация и ориентация во времени, тем ниже показатели самоотношения (внутренняя конфликтность и самообвинение). Данные зависимости тоже можно рассматривать двояко: как стремление к саморазвитию и реализации в профессии и, одновременно, как некоторую профессиональную и личностную некритичность, декларативность самопринятия. Корреляционные связи между показателями методики AVEM и синдромом эмоционального выгорания отсутствуют. Таким образом, исследование показало, что существуют различия показателей самоактуализации, самоотношения и эмоционального выгорания педагогов с различным стажем профессиональной деятельности. Характер корреляционных связей подтверждает различия в симптомокомплексах изучаемых свойств, вместе с тем подчеркивая неоднозначность их взаимовлияния. Тем не менее, проблема исследования возможностей выбора педагогом приемов и способов профессиональной деятельности (зоны неопределенности) как условия его самоактуализации, а также изучение континуума «вовлеченность – выгорание» и факторов, на него влияющих, требует дальнейшей экспериментальной работы.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 3761 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Floccinaucinihilipilification
    Верещагина И.Н. Учебник для 1класса школ...
    Новые виды жилья —CHILD-FREE ZONE

    ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ 
    словообразование 
    Наш дом 

    Английский язык для школьников №8
    Китайский язык
    Испанский язык

    Определённый артикль употребляется: 
    Jer_evergreens 
    Классификации научного знания. 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта