ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 21.11.2019, 12:14

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ИНВЕКТИВНОГО ДИСКУРСА

    Эту статью мне порекомендовала моя знакомая, которая у себя в доме установила http://www.doors-stal.ru/, о чем нисколько не жалеет. Она говорит, что они качественные, красивые и довольно теплые. Современное понимание дискурса несколько отличается от того понимания, которое было предложено структуралистами. Если структуралисты под дискурсом понимали текст во всем многообразии связей, устанавливающихся в его структуре, то в настоящий момент понимание этой категории расширено. Дискурс – это не только текст, но и то, что стоит за ним, управляя его коммуникативным кодом. К дотекстовым единицам, как правило, относят различные социальные, психологические, мыслительные характеристики говорящего и слушающего, их когнитивную компетенцию, их знания гендерных особенностей друг друга и т.д. Одной из проблем, стоящих перед исследователями, работающими в рамках последнего направления, является анализ через язык психических, ментальных и физиологических состояний говорящего, что лишний раз подчеркивает своевременность и приоритетность антропоцентрического подхода к изучению языковой способности индивида. Наиболее адекватно психическое состояние человека можно проследить через анализ инвективного дискурса, то есть такого речевого поведения, которое направлено целиком или отчасти на дисгармонизацию акта общения. При этом стратегии, используемые инвективно ориентированной личностью, могут приводить к остенсивному или опосредованному выражению агрессии. При остенсивном выражении агрессии речь окрашена эмотивно, в опосредованных актах Говорящий пытается заретушировать в большей или меньшей степени такие агрессогенные показатели, как обсценная лексика, учащение дыхания, экспрессивная жестикуляция и т.д. Инвективный дискурс при этом может выступать в качестве неотъемлемого признака личности либо составлять периферию его коммуникативного поведения, но в любом случае он входит в фатический полюс этоса коммуникантов. При этом важно обратить внимание на типические особенности инвективно ориентированной личности. Инвективный дискурс мы предлагаем разделить на ряд подтипов. Первый из них характеризует интеллигентных, образованных людей, средний возраст которых 50-70 лет. Занимаясь серьезно всю жизнь одним делом, достигнув в нем определенного совершенства, они не принимают новой морали общества, основой которого является материальное благополучие. Таких людей можно узнать по постоянной критике, едким насмешкам в адрес коллег, особенно тех, кто так или иначе занимается коммерческой деятельностью в ущерб основной работе. Это один из первых показателей дисгармонии человека с окружающим миром. Крайний случай проявления подобной инвективности – необоснованная боязнь потерять место работы. На речевом уровне это проявляется в том, что человек порой невнятно и достаточно агрессивно начинает говорить в присутствии коллег о том, что его окружает, а, придя домой, сожалеет о том, что было сказано. В конце концов человек уходит в себя, воспринимает критику, которой он подвергал окружающих как проявление собственной гордыни. Пытается сделать что-то доброе, что реализуется в своеобразных комплиментах. На другой день – вновь озлобленность. Такое состояние – верный признак того, что человеку необходима помощь извне. В противном случае возможен уход в никуда, самоубийство. Второй подтип инвективного дискурса также характерен для людей среднего возраста, интеллигентных, занимающихся творческой деятельностью. В силу сложившихся социальных и жизненных обстоятельств их труд обесценен. Одновременно духовно нищие люди их возраста являются хозяевами жизни, имея все. Возникает неприятие всего окружающего. В поведении в качестве защитной реакции на происходящее появляется скепсис, едкая характеристика негативных черт любого человека под маской добродушного к нему отношения либо, наоборот, ярко выраженное ехидство скрывает тонкую психическую организацию человека и его доброту. Физически такие люди, как правило, значительно слабее довольных жизнью людей. Третья категория представлена людьми, у которых инвективный дискурс имеет тенденцию трансформироваться в высказывания междометного статуса или же десемантизироваться. При этом инвективы начинают выполнять разнообразные эмотивные функции (заполнение пауз хезитации, выражение радости и т.д.). Инвектива для таких людей – элемент ремесла (как правило, люди этой группы работают в сфере обслуживания или занимаются тяжелым физическим трудом), у них нет рефлексии по поводу употребления бранной лексики, которая, тем не менее, «режет слух» окружающим. Инвективный дискурс может иметь форму страдания, непреходящего, навязчивого. Человек постоянно говорит о своих болезнях или неурядицах, происходящих в его личной жизни. Этот дискурс типичен для женщин, хотя возможен и у мужчин. Инвективность в этом случае является своеобразной суггестией, поскольку человек требует постоянного сострадания. При общении с такими людьми собеседник, как правило, уходит от тем, требующих сострадания с его стороны. Следующую группу характеризуют такие личности, для которых фатика в негативном своем проявлении заняла преобладающее место в сознании. Такие люди, как правило, духовно деградировали, у них речь состоит преимущественно из негативно окрашенных эмотивов, среди которых бранная лексика занимает доминирующее положение. Их речь не выходит, как правило, за рамки бытовых ситуаций, оказываясь жестко детерминированной этими ситуациями. Употребление алкоголя и других влияющих на сознание средств – явление, непосредственное сопутствующее данному виду дискурса. В качестве особого подтипа можно выделить речь авторитарного руководителя. Сконцентрировав в своих руках деятельность всех служб, они работают очень много, требуя того же самого от подчиненных, но вместе с тем не дают им возможности самостоятельно решать производственные проблемы. В результате руководитель проводит любое совещание с использованием изощренных методов речевой агрессии, от которой страдают прежде всего подчиненные. Сам же руководитель, выбрасывая через слова, жесты, повышение голоса негативную энергетику, чувствует себя превосходно. Однако он уже не в состоянии решать вопросы вне инвективного дискурса. Обладая незаурядными способностями, он не замечает собственной деградации. Подчиненные, в силу их зависимого положения, об этом ему сказать не могут. Члены семьи упиваются его высоким положением и теми благами, которые они имеют. Однако все это может закончиться в одно мгновение инсультом или инфарктом. Следует отделять инвективный дискурс как способ проявления агрессии от функций нецензурных слов, которые иногда называются тоже инвективными. Нецензурные слова имеют тенденцию к полифункциональности, не всегда соотносясь с инвективно окрашенной коммуникацией. Но в любом случае использование таких единиц может приводить к коммуникативным неудачам, влияя на дисгармонизацию общения. Тенденция к дисфемизации речи – черта нашего времени. В речи интеллигентных людей она обретает форму шутливого оборота, улучшает самочувствие, снимает эмоциональное напряжение. Изучение инвективного дискурса является актуальной проблемой не только современной лингвистики, но и других дисциплин социально-психологической направленности, поскольку позволит решить ряд проблем, значимых для общества. Это и правильный выбор руководителей, и своевременная диагностика начальных стадий психических и физиологических заболеваний, лечение которых возможно с помощью применения методов модификации речевого поведения.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 1031 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    ПРАГА (глазами аборигена) фоторепортаж с...
    В защиту Брэдли Мэннинга
    И снова осень...

    Интонация 
    My Household Duties 
    Какой язык изучать для работы на форекс ... 

    Английский язык для школьников №12
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английский язык для школьников №14

    It 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Nursery rhymes and amusing poems that ca... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта