Концепции педагогического процесса и его психологические основания
Педагогический
процесс нередко характеризуют как передачу накопленного старшими поколениями
опыта новому, подрастающему. Такая формулировка верна, но представляет лишь
рамочное условие происходящих в действительности сложнейших, нередко
противоречивых психолого-педагогических процессов, которые сопровождают
становление личности. Педагог и психолог руководствуются в своей деятельности
более глубоким, а главное, целостным представлением об образовательном
пространстве, в котором происходят обучение и воспитание, и психологических
механизмах, целенаправленно и стихийно, сознательно и бессознательно
актуализирующихся в это время. Прежде всего педагогический процесс
видится как многоуровневый и разноплановый по источникам и деятельности
влияния. В такое представление включены воспитательные влияния
микросреды (семья, общение со сверстниками и т.п.), система макросоциальных
факторов (общественные отношения, СМИ и др.) и далее специальные институты
(образовательные учреждения) целенаправленного образования и воспитания
человека. Иными словами, помимо школы воспитанник находится «на перекрестке»
различных социальных влияний, «включен» в разнообразные культурные «ареалы»
(наука, искусство, религия и др.)> транслируемые по широко доступным
коммуникативным каналам, а также в различные социальные группы, в том числе
антиобщественной направленности. Процессы присвоения определенных культурных и
ценностных ориентиров, выбора своего образа Я сегодня происходят в
условиях «напора» стереотипов поведения и конформного их усвоения или
противостояния, сопротивления им со стороны подростка.
В образовательном учреждении
(школа, детский сад и т.п.) в центре внимания психолога находятся процессы
обучения и воспитания, которые целенаправленно организуются педагогами как
профессионально подготовленными для этой деятельности специалистами.