МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ И БРИТАНО-АМЕРИКАНСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Язык повседневной прессы
повышенно метафоричен. В соответствии с когнитивной теорией, метафора – это не
только прием изображения, это способ мышления, способ восприятия мира. Метафора
социальна, она свидетельствует, как мир отражается в общественном сознании и
как выглядит языковая картина мира. В коммуникативной деятельности метафора –
важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата.
Соответственно анализ метафорических образов – это изучение ментальных
процессов и постижения индивидуального, группового и национальногосамосознания на основе изучения
метафорических моделей, понимаемых какособого рода схемы, по которым человек думает и чувствует [А.П. Чудинов].
Экономическая сфера
является одной из основополагающих форм организации жизни современного
общества. Сложно представить экономический мир без борьбы, соперничества, войны
за разделения сфер влияния, т.е. без конкуренции, которая является неотъемлемой
частью деятельности компаний, фирм, холдингов. Конкуренция предстает перед нами
в различных метафорических образах. Их присутствие мы можем обнаружить и в
российских, и в англо-американских экономических текстах.
Современный
экономический дискурс характеризуется большим разнообразием метафорических
моделей: в нем активно используется милитарная, криминальная, спортивная,
зооморфная и другие виды метафоры.
При исследовании
метафорического представления конкуренции мы рассмотрели следующую модель
«Конкуренция – это Спортивное Состязание». Например,, в статье«Диверсия в тылу» (А. Хазбиев / Эксперт №27,
19-27.07.04) показано, что отечественные авиакомпании участвуют в одном
состязании с американскими.
Госпредприятия исчерпали советский задел к концу 90х. Уже
сейчас очевидно, что в том же военном авиапроме гонку с США мы
практически проиграли. Зато догнать Америку вполне по силам нашим
частным оборонным компаниям. И пример «Иркута», победившего в малайзийском
тендере – Boeing, - лишнее тому подтверждение.
Данную метафорическую
модель мы находим и в англо-американских изданиях. В статье «ASeriousContest» («Серьезное состязание»), TheEconomist, 08.09.04заголовок уже метафоричен, и он наталкивает
нас на мысль, что в тексте последует дальнейшее развертывание даннойметафорической модели. Таконоиоказывается:
Next week, the industry’s
biggest trade show, which takes place in Los Angeles, will provide the first glimpses of
the next round. It’s expected to be a brutal two-way fight. After
a difficult start Microsoft has now established itself as Sony’s main
rival. Most important, it has won the crucial support of games
publishers, says Nick Gibson of Games Investor, a consultancy. That means
Microsoft will "pretty much be neck and neck with Sony” in the next round.
(На следующей неделе
самое крупное торгово-промышленное шоу, которое проводится в Лос-Анджелесе,
прольет свет на первые очертания следующего раунда. Ожидается, что это будут
жестокая двусторонняя борьба. После трудного старта компания Microsoft утвердила себя как главного соперника
Sony. И самое
главное Microsoft выиграла надежную поддержку со стороны производителей игр,
– говорит Ник Гибсон, консультант из Геймс Инвестор. Это означает, что Microsoft будет идти достаточно близко с Sony голова в голову в следующем
раунде).
Таким образом, из
приведенных выше примеров мы видим, что метафорическая модель «Конкуренция –
это Спортивное Состязание» присутствует как и в российских, так и
англо-американских текстах. Эта модель отражает национальную культуру двух стран,
и в данных примерах мы обнаруживаем сходство образов в метафорических
переносах. Что еще раз подчеркивает, что метафора рождается не столько в языке,
сколько в ментальной сфере конкретного человека, который стремится познать и
объяснить окружающий мир, выразить свое отношение к нему и воздействовать на
окружающих. Вместе с тем когнитивная метафора носитсоциальный характер, она отражает как
особенности национального восприятия действительности, так и общие свойства
человеческого мышления.