Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
Личность
воспитывается личностью. Эта идея заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного
процесса в школе. Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это
диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие.
Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений,
навыков, привычек, способов действия и т.п. от учителя учащимся, но и их
взаимообогащающее личностное развитие. Рассмотрим систему психологических
принципов организации личностного педагогического взаимодействия.
Ведущим
в ней является принцип диалога педагогического взаимодействия. Он связан
с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в
позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, со-трудничающих людей. Свойство
диалогического реагирования - атрибут коммуникативной ситуации.
Второй
принцип - проблематизация педагогического взаимодействия - ведет к
изменению ролей и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе
воспитания и обучения. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует
исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к
личностному росту, создает условия для совершения ребенком нравственных
поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных
проблем и задач.
Принцип
персонализации предполагает прежде всего отказ от ролевых масок, адекватное
включение в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств,
переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не
соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Четвертый
принцип - индивидуализация педагогического взаимодействия - означает
выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и
особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения,
которое было бы адекватным возрастным (по уровню развития) и индивидуальным
(личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех
учащихся.
Очевидна тесная взаимосвязь
всех четырех психологических принципов организации гуманистического
педагогического взаимодействия. Все они служат актуализации творческого потенциала
учителей и учащихся, стимулируют их личностный рост, при этом действительная
реализация любого из них невозможна без реализации всех других.