В старшем дошкольном возрасте происходит быстрый рост
и физическое развитие ребенка, развитие координации движений, крупной и
мелкой моторики рук. Ребенок все лучше начинает обращаться с карандашами,
пластилином, ножницами, движения его становятся более четкими, точными и
аккуратными. К концу дошкольного возраста рука ребенка практически готова к
обучению письму.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят
очевидные изменения в характере и поведение ребенка появляется нарочитость,
ребенок начинает манерничать, капризничать и т. д. Этот период получил
название кризиса семи лет, который также называют кризисом
непосредственности Л.С. Выготский указывал, что самой существенной чертой
кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и
внешней стороны личности ребенка, т. е. ребенок начинает ориентироваться в
своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер
переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит
путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к
осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний.
Обучение чтению и письму. При обучении чтению и письму
шестилеток главная проблема состоит в мотивации: у ребенка должна иметь место
потребность в развитии письменной речи и пользовании ею как средством
коммуникации.
Характер учения дошкольника в целом определяется его
отношением к требованиям взрослого: он учится осваивать эти требования и
переводить их в свои цели и задачи. Успех зависит от условий и от характера
распределения функций между участниками процесса.
Дошкольникам обязательно нужны развивающие дидактические
игры, которые должны: развивать познавательные интересы; порождать
непосредственный интерес; предоставлять возможность проявить себя; вовлекать в
соревнование с другими; обеспечивать самостоятельность в поиске знаний и
формировании умений и навыков; предоставлять в игре доступность источников
новых знаний; давать возможность получать заслуженные поощрения за успехи
(причем не столько за сам выигрыш, сколько за демонстрацию новых знаний).
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует
переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в
школу. Проблема готовности ребенка к школьному обучению
рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет
отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности
психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики рук.
Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения
ребенка в учебную деятельность.
Таковы общие психические и личностные особенности ребенка –
дошкольника, которые следует учитывать в педагогической деятельности.