Воспитание – процесс двуплановый. Государство ставит задачи
воспитанию, определяет его инфраструктуру, программу, содержание. В то же время
реализуют его конкретные групповые и индивидуальные субъекты, имеющие
собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т. д. и
вносящие существенные коррективы в требования общества, норм и установок.
Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые,
прогрессивные явления, с другой – воспитатели и воспитуе-мые проявляют консерватизм,
который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические
корни. Поэтому в рамках одной системы воспитания складываются различные стили
руководства и взаимодействия.
Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой
обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и
общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение
которых имеет добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в
значительной мере социально дифференцировано, индивидуализировано и вариативно,
поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных
этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее
осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип
социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою
специфику. Этнические особенности влияют на стиль взаимодействия старших с
младшими. В пределах одного региона в социально-профессиональных группах или
институтах воспитания могут наблюдаться существенные различия во взаимодействии
воспитателей и воспитанников: в одних стиль взаимодействий более демократичный,
в других – авторитарный.
В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитанников
и его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой
мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем
общаются.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального
обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение
и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько
успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и
творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие
аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность
и способность к самовоспитанию.
Воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны,
нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В
быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать,
обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность получать
и усваивать новую информацию, адаптироваться к переменам как в обществе и
гocударстве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной
судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний
стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития
общества, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться
невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до ее
распада.