УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Обобщенность действия характеризует меру выделения
существенных для выполнения действия свойств предмета из других,
несущественных. Исследования показали, что обобщение идет не просто на основе
выделения общего в предметах – это необходимое, но еще недостаточное условие.
Обобщение всегда идет лишь по тем свойствам предметов, которые вошли в состав
ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Это
означает, что управление обобщением познавательных действий и входящих в них
знаний должно идти через построение деятельности обучаемых путем контроля за
содержанием ориентировочной основы соответствующих действий, а не путем лишь
обеспечения общности свойств в предъявляемых объектах. Случаи, когда обобщение
идет по общим, но несущественным признакам, объясняются следующим образом.
При школьном обучении ученику в лучшем случае задается
состав признаков, на которые следует ориентироваться (через определение), но не
всегда обеспечивается ориентировка на них в процессе деятельности. Поэтому эти
признаки не всегда входят в состав ориентировочной основы. Учащиеся
конструируют сами ориентировочную основу, включая в нее прежде всего те
характеристики предмета, которые лежат на поверхности. Вследствие этого
обобщение идет не по признакам определения, а по случайным, несущественным.
Наоборот, как только система необходимых и достаточных признаков вводится в состав
ориентировочной основы действия и обеспечивается систематическая ориентировка
на них и только на них при выполнении всех предлагаемых заданий, обобщение идет
по данной системе свойств.
Развернутость действия показывает, все ли операции,
первоначально входившие в состав действия, выполняются человеком. По мере
формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие
становится свернутым, сокращенным. Происходит свертывание умственных
действий. На определенном этапе развития умственной деятельности часть
знаний и умственных операций приобретает особую форму существования: они
«имеются в виду», учитываются в процессе мышления, но не актуализируются, не
становятся предметом осознания.
Своеобразие процесса сокращения операционального состава
формируемых действий означает, что обучающая программа должна обеспечить
усвоение действия в развернутом виде. Сокращение действия – это генетически
более позднее его состояние, и, главное, в сокращенном виде действие полноценно
функционирует только тогда, когда человек имеет возможность восстановить его в
развернутом виде.
Кроме этих основных характеристик, действие имеет ряд
вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность.
Сохранение в сознании учащегося объективной логики
сокращенного действия, возможности воспроизведения выпавших элементов есть
сознательность действия. Понимание свертывания не как процесса безвозвратного
выпадания элементов умственной деятельности, а как процесса перехода их в
особую форму существования позволяет объяснить неэффективность формирования
действий сразу в свернутом виде. В этом случае логика действия оказывается не
раскрытой, не осознанной субъектом и не существует для него ни в плане
актуально осознаваемого, ни в плане актуально неосознаваемого.