В рамках
профессиональной компетентности у выпускника вуза должна бытьсформирована самообразовательная компетентность
как способность поддерживать и повышать в соответствии с потребностями
профессионального развития уровень специальной подготовки. Теоретическая
разработка проблемы и практическое формирование самообразовательной компетентности
у будущих специалистов по иностранным языкам предполагает наличие представлений
об определенном перечне объектов практико-языкового самообразования.
Хотя «траектория» движения субъекта самообразования от объекта к объекту, количественный
охват таких объектов, степень углубления в них и др. будут индивидуально
определяться особенностями выпускника и егопрофессиональной ситуацией, ясно, что он должен быть подготовлен к
профессиональному самосовершенствованию относительно многих, различных и профессионально-значимых
предметных объектов. Закономерно также предположить, что вузовский этап
профессионального языкового образования целесообразно ориентировать на
определенный базовый содержательный минимум. На основе наблюдений и данных некоторых
опросов в сообщении приводится примерный перечень комплексных задач
практико-языковогоразвития,которым наряду с совершенствованием владения
видами речи и языкового материала относятся и такие, как совершенствование:
риторического аспекта иноязычной речи, иноязычной вербализации, иноязычного
коммуникативного пространства в родноязычном окружении, умении реальной
межкультурной коммуникации, взаимодействия с коллегами при использовании в
самообразовательном процессе современных технических средств (электронная почта,
интернет, мультимедиа), совершенствование индивидуальной инфотеки
профессионального самообразования и др. По ряду объектов практико-языкового
самообразования на кафедре немецкого языка и методики его преподавания УрГПУ
проведены диссертационные исследования (Брусянина О.П., Яндыганова Д.А., 2000;
Золотавина Ф.Г., 2002; Бредихина И.А., Хильченко Т.В., 2004), по некоторымна базе накопленного опыта исследования
продолжаются. Актуальность работ в указанном направлении подтверждается
стабильным усилением тенденции повышения познавательной самостоятельности обучающихся
во всех формах и на всех этапах образования.