Профессиональный (научный) тип организационной культуры.
[
]
16.07.2010, 07:56
В
нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области,
является наука. Именно наука в профессионально
организованном обществе является важнейшим институтом, так как в ней
формируются и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине
выделяются частные теории и соответствующие предметные области профессиональных
деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а
производство этих знаний – основным видом производства, определяющим
возможности остальных видов и материального, и духовного производства. На
протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был
основным, ведущим.
Но
во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия в развитии
профессиональной формы организации общества:
– противоречия
в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в
самой структуре научного знания, которые породила сама же наука, создание
представлений о смене научных парадигм(Т. Кун[116], К. Поппер[202] и др.);
– стремительный
рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому
увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных
областей на множество специальностей;
– современное
общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально
поликультурным. Если раньше все культуры описывались в едином «ключе»
европейской научной традиции, то сегодня каждая культура претендует на
собственную форму самоописания и самоопределения в истории. Возможность
описания единой мировой истории оказалась крайне проблематичной и обреченной на
мозаичность. Встал практический вопрос о том, как сорганизовать «мозаичное»
общество, как управлять им. Оказалось, что традиционные научные модели «работают»
в очень узком ограниченном диапазоне: там, где идет речь о выделении общего,
универсального, но не там, где постоянно необходимо удерживать разное как
разное.
Таким
образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры –
проектно-технологического.