А причем тут инсулярная психология? А при том, что Европа с 18 века испытывала горячее желание слиться с Великобританией при помощи туннеля, но Альбион всячески сопротивлялся, опасаясь потерять независимость и набраться от Европы всяческих гадостей. Кстати, всего каких-то 200 тысяч лет назад никакого пролива между Францией и Англией не было, и путешествовать из Англии во Францию и обратно можно было пешком. Но сильное наводнение сделало Великобританию тем, чем она является сегодня. В самой узкой части пролива (эта часть, кстати, называется Па-Де-Кале) ширина водной преграды составляет всего 32 километра. А глубина — около 25 метров. Поэтому Франция давно бросала задумчивые взгляды на Ла-Манш, мечтая построить мост или прорыть туннель. В 18 веке Амьенский университет даже объявил конкурс на лучший проект туннеля из Франции в Англию. Но для этого надо было сначала построить огромный свечной завод — догадываетесь, почему? Освещать туннель – галерею, по которой кареты должны были перевозить дам и месье. А рыть туннель предполагалось лопатами. Французы походили по берегу, и их энтузиазм несколько поугас. Следующим на инсулярную разъединенность Англии с Европой покусился Наполеон, и тоже предложил прорыть туннель. Однако царствующий в то время ангийский король Георг III возразил, что распутные французы, дескать, англичан плохому научат. Надо отдать Георгу III должное — экономические выгоды соединения с Европой его не прельщали. Он опасался, что будут нарушены консервативные устои доброй старой Англии. С развитием техники в 1889 году возникла идея построить мост через Ла-Манш. И инициатором опять выступила Франция. К тому времени уже появились двигатели внутреннего сгорания, и кареты и свечи можно было заменить легковыми автомобилями и электрическим освещением. Министром Англии тогда был Уильям Гладстон, и он повторил опасения, высказанные Георгом III — а именно, что туннель нанесет ущерб национальным интересам Англии. Тем, кто сдался, была «железная леди» Маргарет Тэтчер. Именно она подписала соглашение с Франсуа Миттераном, президентом Франции. И, наконец, в 1987 году начинаются земляные работы. На самом деле под Ла-Маншем, на глубине 38 километров под проливом, проложено три тоннеля. По двум ходят электропоезда — Евростар и Шаттл, — а третий, расположенный между ними — сервисный. Автомобилям по туннелю передвигаться запрещено, чтобы избежать загазованности и пробок. Сказалось ли строительство туннеля на падении нравов среди англичан? Вряд ли. Потому что оно началось гораздо раньше, и наличие водной преграды между Англией и остальной частью Европы уже ничего не решало. Поэтому при подписании соглашения о строительстве туннеля Маргарет Тэтчер уже, скорее всего, было нечего терять.
|