ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Воскресенье, 24.11.2024, 00:35

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Советы родителям [373]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Советы родителям » Советы родителям

    Амонашвили Ш.А. - Созидая человека №8

    Ты чуть потягиваешься. На твоих губах, как бы изнутри, появляется удивительно мягкая, удивительно нежная первобытная улыбка. Она играет в течение секунды-двух, а затем опять возвращается вовнутрь и исчезает. Как буд¬то она у тебя единственная и ты ее бережешь.
    Об этой улыбке науке известно очень немногое. Утвер¬ждают только, что она, эта первая улыбка, так неожи¬данно и беспричинно озаряющая лицо младенца, тоже унаследована от природы, от матери.
    Во что она нас посвящает? А что если она намекает, как строить воспитание? Загадка. Я лично принимаю ее как символ права детей радоваться жизни.
    Может быть, ты живешь вне времени? Может быть, вокруг тебя создано особое, неизвестное нам доселе время и пространство? За несколько месяцев, за три-четыре года ты совершаешь титанический марафонский бег. Каждый день, каждая минута и секунда, действующие в твоем поле развития, сулят удивительные изменения и новообразования.
    Так прессуется время только на киноленте, только во сне, только в воображении: секунды равняются часам, минуты — дням, часы — месяцам, а дни — годам.
    Однако моя фантазия, чувствую, подводит меня; эти первые месяцы, первые три-четыре года развития ребен¬ка в действительности равны миллионам лет развития человечества. Я ведь, глядя на своего сына, становлюсь свидетелем удивительного явления, дошедшего до меня из-за тысячи горизонтов времени. Я свидетель того, с какой гармонией природа-мать заложила в первые три-четыре года жизни ребенка суть своих кропотливых со¬зидательных стараний за миллионы лет бесконечного времени, суть самой себя.
    Можно ли переставать восхищаться этим зрелищем, сколько бы миллионов раз ни повторялось оно перед нашим взором!
    Я как часть природы, ее суть, ее венец, я как папа, как мама, как человек среди подобных мне людей, спешу стать соучастником природы — созидать Человека, пре¬восходящего меня и предназначенного людям.
    В тебе пробуждаются силы.
    Так же начинает пробуждаться вулкан.
    Вокруг тебя все начинает сотрясаться, как вокруг вул¬кана.
    Ты начинаешь извергать свои силы, как вулкан.
    Люди боятся землетрясения, извержения вулкана.
    Папы и мамы тоже боятся, когда их ребенок начинает извергать свои силы.
    Из многих квартир можно услышать несуразные вопли разболтанной педагогики: «Нельзя... нельзя... не трогай... угомонись... уймись... не бросай... не ломай... вылезай немедленно... угомонись... ой!»
    Тысячи детей в тысячах квартир как бы сговорились между собой: они одновременно могут зацепиться за скатерти, накрытые в честь гостей, потянуть их за собой, и в доме раздастся такой грохот, что соседи этажом ниже
    с ужасом схватятся за головы. Мамы придут в отчаяние, папы раскроют ладони правой руки, готовясь свершить правосудие, бабушки и дедушки мигом встанут на за¬щиту своих внуков. А те в это время могут ликовать, торжествовать, хохотать до упаду.
    «В ребенке злое начало», —п оспешат прокомменти¬ровать некоторые.
    «Надо заглушать это начало», — поспешат посовето¬вать другие.
    Я не могу представить себе, что случилось бы с вулка¬ном, если бы люди закупорили его кратер и лавина не смогла бы извергаться из него. Но я вполне отчетливо могу предвидеть, основываясь на научных знаниях, что может произойти с ребенком, если папы и мамы будут воспитывать его, предварительно завязав ему руки и ноги. Силы, стремящиеся к извержению, приглушатся, затупеют, бессильными станут не только руки и ноги, но и ум. Развяжи года через два воспитанного таким образом ребенка — и ему, возможно, никогда не взду¬мается кубарем скатиться с горы или усовершенствовать станок.
    Какое там злое начало! Ребенок стремится, сам этого не понимая, развивать свои возможности, умения, спо¬собности, которыми так щедро наделила его природа.
    Он ищет среду, заполненную трудностями. Он чув¬ствует: ему необходимы трудности, именно трудности. Он неугомонен. И вдруг...
    Он кладет игрушку в рот. «Брось, тьфу-тьфу!»
    Он лезет под кровать. «Вылезай!»
    Он поднимается на диван, чтобы, спрыгнуть с него. «Не смей!»
    Он пытается опрокинуть стол. «Не смей!»
    Он бегает по комнатам, ведя за собой игрушечный паровоз и пыхтя, как паровоз. «Хватит!»
    Пытается разобрать заводную игрушку. «Нельзя!»
    Задает вопрос за вопросом: «Почему? Кто? Что?» — «Замолчи!»
    Как быть с бабочкой? Может быть, оторвать ей красивые крылышки, чтобы она не утомляла себя своими полетами от цветочка к цветочку и не портила эти цве¬ты?
    Меня пугает и индифферентность некоторых пап и мам, разрешающих ребенку делать все, что ему взду¬мается. «Пусть!»
    Ребенок рвет красочно оформленную книгу. «Пусть!»
    Ломает красивую вазочку. «Пусть!»
    Отрывает голову кукле. «Пусть!»
    Дергает маму за волосы и визжит. «Пусть!»
    И воспитываются дети в очень многих семьях под давлением всезапрещающей императивности взрослых или всеразрешающей хаотической дозволенности.
    «Дети оказались в империализме взрослых. Надо их спасать!» — негодуют некоторые теоретики Запада и призывают к священным крестовым походам за осво¬бождение детей. Да, империализм надо ломать и низвер¬гать. Но нужно остерегаться и того, чтобы взрослые не оказались под диктатурой детей. Диктатура взрослых, царящая во всезапрещающем волевом воспитании, или диктатура детей, расцветающая во всеразрешающем хао¬се, несут одинаково горькие плоды — будущую искалеченную судьбу ребенка. Тут нельзя 'искать золотую середину. Между императивным и вседозволяющим воспитаниями середины нет. Есть только единственно правильный подход к воспитанию — гуманистический. Гуманизм пронизывает весь уклад жизни самого про¬грессивного общества, им пронизана и суть воспитания в этом обществе.
    Категория: Советы родителям | Добавил: Admin (29.10.2011)
    Просмотров: 1365 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    С днем учителя!
    Пожары в Марий Эл
    ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО: КАТАНИЕ ЯИЦ И... ЯЙЦА П...

    Музыка в нашей жизни. 
    Британские Королевские церемонии 
    New Year's Resolutions 

    Стих Факультету Иностранных Языков
    Презентация по английскому языку
    Примерное Содержание отчета по практике

    Joyce_A_Portrait 
    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Окказиональное слово и живая речь 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz