Новая религия родилась в римской Палестине, однако именно в Анатолии она пустила корни. Это было в значительной степени результатом усилий происходившего из Тараса св. Павла, который совершил свои первые миссионерские поездки по Южной и Западной Анатолии между 45 и 58 гг. Три его библейских послания были адресованы анатолийским городам, а одну из своих первых проповедей он прочел в Перге.
В период с 54 по 57 г. св. Павел 27 месяцев прожил в Эфесе. Его путешествия по Анатолии живо описаны в Деяниях Святых Апостолов и некоторых апокрифических сочинениях. Посещенные им города чрезвычайно знакомы путешествующим по Турции, для пересечения границы достаточно оформить загранпаспорт, а для общения с местным населением не помешает знание турецкого языка или же английского.
За св. Павлом в Анатолию потянулись и другие апостолы. Как считается, св. Филипп прибыл в Памуккале (Гиераполь), где впоследствии и был замучен. Св. Иоанн Евангелист большую часть последних лет своей жизни провел в районе Эфеса.
Вероятно, христианство быстрее всего распространялось среди существовавших в это время в Анатолии смешанных общин эллинизированных евреев и иудеизированных римлян. В 70 г., когда разрушение Иерусалима привело к рассеянию евреев-христиан по прилежащим землям, христианство эволюционировало из еврейской секты в нееврейскую религию и обрело еще большее количество последователей.
К 100 г. анатолийские христиане, образовавшие общины в больших городах, представляли собой значительную часть расселившихся по всему римскому миру христианских групп. Считается, что один из мощных центров раннего христианства находился в Антиохии. В этом городе жил св. Петр до того, как переехал в Рим, здесь находилось одно из четырех главных епископств ранней Церкви, вплоть до арабского завоевания в 642 г.
Когда наместник провинций Вифиния и Понт Плиний Младший обратился к императору Траяну (98—117) с вопросом о том, как обращаться с христианами.
Это послужило сигналом к началу гонений на христиан. В 115 г. антиохийский епископ св. Игнатий, который написал 7 писем церквам в Западной Анатолии, был схвачен стражниками во время поездки в Рим и брошен на арену ко львам. В 155 г. 86-летний епископ Смирны (Измир) еж. Поликарп был заживо сожжен на арене, как и его преемник св. Пионий спустя 95 лет.
|