Интеллигенция как ведущий слой в духовном производстве. Слово «интеллигенция» происходит от латинского «знающий», «по-нимающий», «разумный». Причем в наши дни это слово имеет два значения. С одной стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в соответствии со своим образованием и социальным статусом занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая задает ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство. Характер интеллигенции во многом отличается в зависимости от социокультурного типа данного общества, роли государства и степени самостоятельности светской культуры. Тем не менее в ее деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основ-ные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества. В силу своей профессионализации интеллигенция, поддерживая духовную жизнь, осуществляет своего рода монополию на культурное достояние, хотя материальное воплощение этого достояния большей частью оказывается в руках властных или богатых. К XIX веку на авансцену европейской культуры выдвигается научно-техническая интеллигенция. Однако XIX век был не только временем возвышения научно-технической интеллигенции, но и ее сращивания с бюрократической верхушкой индустриального общества. А потому в XX веке субъектом культуры становится так называемая «элита» общества, в которую входят ведущие политики и военные, ученые и деятели искусства. Элитарные слои XX века, возвышаясь над обывательской массой, — плоть от плоти этой массы. Этот феномен был описан в известной работе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Он пишет, что еще в XIX веке ситуацию в Европе определяли энциклопедически образованные люди. Но в XX веке специализация начинает значить больше, чем общая культура. А в результате на свет появился новый тип ученого, который знаком лишь с узкой областью знаний, в которой он работает. Такого человека нельзя назвать неучем, ведь он знаком со своей узкой специальностью. Но его нельзя назвать ученым, так как он не знаком ни с чем другим, называя дилетантизмом интерес к наукам в их совокупности. Специализированная наука делает ставку на посредственность, способную к механическим умственным усилиям, т.е. усилиям, на которые способен каждый. В науке, по словам Ортеги-и-Гассета, утверждается «человек-масса». И то же самое происходит в искусстве, где ощущается диктат улицы. В XX веке на смену неповторимой творческой индивидуальности пришел «интеллектуал», компетентный в одной области, а универсальное развитие и всесторонняя образованность сменились узким профессионализмом. И в результате различие между элитой и массой стало чисто внешним. Элита не только формирует, но и выражает интересы и вкусы масс, постепенно утрачивая статус творческого субъекта.
Культурология под редакцией М. М. Каримова
|