Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением)
методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.
Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны
исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или
несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих
изменений в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы
в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией
связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные
планы проведения эксперимента.
Особую категорию методов психологического исследования и
воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют
направленно формировать особенности таких психических процессов, как
восприятие, внимание, память, мышление.
Процедура эксперимента состоит в направленном
создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение
изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют
дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и
контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять
условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в
частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в
учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания
того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях
запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при
одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить
возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у
каждого из них.
Психолого-педагогические эксперименты различаются: по форме
проведения; количеству переменных; целям; характеру организации исследования.
По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента
– лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в специально
организованных, искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту
результатов. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные
показатели при строго определенных условиях.
Естественный эксперимент. Указанные недостатки
лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации
естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 г.
А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.
Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для
испытуемых деятельности, например учебных занятий или игры.
Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и
педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в
процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы
формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий,
обучающий, метод активного формирования психики.
Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня
развития (уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств
личности и т. п.).