Рассмотрим
эти понятия. Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в
строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.)
для создания какого-либо сооружения или изделия (см., например, [227]). На смену ему пришло современное понимание проекта
как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека,
коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих
организаций и предприятий.
«Проект– это
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с
установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода
средств и ресурсов и специфической организацией» [27].
Включение
в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но
и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Многообразие
проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно
велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области,
масштабам, длительности, составу участников, степени сложности и т.п.
Для
удобства анализа проектов, систем управления проектами множество разнообразных
проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Ниже приведена
система классификаций по [27]:
Тип
проекта(по
основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический,
организационный, экономический, социальный, образовательный, инвестиционный,
инновационный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.
Класс
проекта.В зависимости от масштаба (в порядке
его возрастания) и степени взаимозависимости выделяют следующие классы
целенаправленных изменений:
- мультипроекты(мультипроект – проект, состоящий из
нескольких технологически зависимых проектов, объединенных общими ресурсами);
- программы(программа – комплекс операций (мероприятий,
проектов), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих
достижение поставленной цели [203]);
- портфели
проектов(набор
не обязательно технологически зависимых проектов, реализуемый организацией в
условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических
целей).
Для описания каждого из
перечисленных элементов необходимо учитывать цели, ресурсы, технологию деятельности
и механизмы управления. Каждый из этих аспектов является определяющим для
соответствующего класса целенаправленных изменений:
- для
мультипроекта существенным является наличие технологических ограничений
(накладываемых на взаимосвязь входящих в него работ и подпроектов) и ресурсных
ограничений;
- для
программы существенным (системообразующим) является достижение цели при
существующих ресурсных ограничениях;
- для
портфеля проектов существенным является использование единых механизмов
управления (портфель проектов всегда рассматривается «в привязке» к реализующей
его организации), позволяющих наиболее эффективно достигать стратегических
целей организации с учетом ресурсных ограничений.
Длительность
проекта(по
продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до 3-х лет),
среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность
проекта(по
степени сложности): простые, сложные, очень сложные.
Исходя
из этого фундаментального понятия «проект», мы можем рассматривать с общих
позиций как разновидности проектов:
– научное
исследование;
– практические
(практикоориентированные) проекты;
– художественные
проекты;
– учебные,
образовательные проекты в деятельности каждого обучающегося;
– игровые
проекты (в случае организации крупных игровых действий с большим количеством
участников).
Каждый
проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней
своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный
циклпроекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы(см. [192] и раздел 3.4).
Здесь
нам необходимо еще раз специально оговорить, во избежание дальнейшей возможной
путаницы отличие понятий проект и проектирование. Проектирование– это
начальная фаза проекта.
Действительно,
любая продуктивнаядеятельность, любой проект требуют своего целеполагания –
проектирования. В практической деятельности осуществляется проектирование
экономических, социальных, технических, экологических и т.д. систем. Проектируется
и любое научное исследование, и любое художественное произведение. Должна
проектироваться и учебная деятельность – с последней в этом отношении, как мы
увидим в дальнейшем, далеко не все в порядке (глава 4).
Перейдем
к следующему понятию – «технология». Современное понимание: технология– это
система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи (подробнее
см. раздел 3.3). Такое понимание технологии пришло в широкий обиход из сферы
производства в последние десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах
стали выделяться в отдельные структуры фирмы-разработчики ноу-хау: новых видов
продукции, материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать фирмам-производителям
лицензии на право выпуска своих разработок, сопровождая эти лицензии детальным
описанием способов и средств производства – то есть технологиями.
Естественно,
любой проект реализуется определенной совокупностью технологий.
Важнейшую
роль в организации продуктивной деятельности играет рефлексия–
постоянный анализ целей, задач процесса, результатов (см. раздел 2.3.3).
Таким
образом, и методология научного исследования, и методология практической
деятельности, и методология художественной деятельности, и методология учебной
деятельности могут быть построены в логике категории проекта на триединстве фаз
проекта:
–ФАЗЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ФАЗЫ;
–РЕФЛЕКСИВНОЙ
ФАЗЫ.
В
каждой фазе выделяются свои стадиии
этапы.
Следует
отметить, что в научной литературе сегодня имеется множество публикаций, как по
проектированию, так и по технологиям, так и по вопросам рефлексии. Но порознь.
По нашему мнению, подход, изложенный в данной книге, позволяет объединить,
«стянуть» в единое целое все указанные направления.
Таким образом, мы рассмотрели основные философские,
психологические и системотехнические понятия, необходимые для дальнейшего изложения.
В следующем разделе мы перейдем к анализу науковедческих оснований методологии.
Так,
например, фазу проектирования
мы делим на четыре стадии:
концептуальная, моделирования, конструирования и технологической
подготовки. В свою очередь, например, в стадии моделирования мы выделяем этапы: построение моделей, оптимизация, выбор (подробнее см. ниже).