Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического
общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду
готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому
носителю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно
правильными, и поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению
через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с
возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок
преподавателей по отношению к студентам: позитивная и негативная.
Наличие негативной установки преподавателя на того
или другого студента можно определить по следующим признакам: преподаватель
дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует
наводящие вопросы и подсказки; при неверном ответе спешит переадресовать вопрос
другому студенту или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не
реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов; иногда вообще
не работает с ним на занятии.
Соответственно, о наличии позитивной установки можно
судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает
наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с
оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом
в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что «плохие»
студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро
чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.
Каждый человек осуществляет общение типичными для него
средствами и способами. Совокупность относительно устойчивых и характерных для
данной личности приемов и методов организации общения называется индивидуальным
стилем общения, который, в свою очередь, определяется чертами личности и
характера. Традиционно выделяются три основных стиля педагогического общения:
авторитарный, либеральный и демократический.
Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой
подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о
студенте и абстрактных требований к нему. В своих оценках он стереотипен и
субъективен. Часто недооценивает положительное значение таких качеств, как
самостоятельность, инициативность, предпочитает характеризовать своих студентов
как недисциплинированных, ленивых, безответственных. Хотя в целом такой стиль
педагогического общения заслуживает негативной оценки, некоторые задачи
(особенно на начальных этапах формирования студенческой группы) могут быть
решены с помощью авторитарного стиля.
Либеральный стиль общения характеризуется попустительством,
фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика
убедительно свидетельствуют, что это наиболее вредный для дела и разрушительный
стиль. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них
напряженность и тревогу.